В Москве прозвучали забытые мелодии корифеев отечественного симфоджаза
Что такое симфоджаз понятно уже из названия - это когда на одной сцене симфонический оркестр в своем основном составе соседствует с джазовым биг-бэндом. Но почему такое сочетание оказалось одним из символов XX века? Выдающийся и ныне здравствующий композитор Анатолий Кальварский называет три кита, на которых стоит вселенная этой музыки: "Чувство свободы, искренность и позитив". И все это не было чуждо первым десятилетиям советской власти, более того - многие исполнители симфоджаза были своими парнями на фронтах Великой Отечественной войны, радио и телеэфиры также не брезговали коктейлем из западной экспрессии и русской меланхолии. И все же век симфоджаза был недолог. В пик борьбы с космополитами эту музыку убрали из всех концертов, внесли в стоп-листы в СМИ, многие записи просто смыли.
Но мелодии свободы оказалась сильнее времени, что и убедительно доказал прошедший в Московском международном Доме музыки концерт "Симфоджаз. Сделано в России". На сцене звучали забытые произведения корифеев музыки позитива - от Цфасмана и Варламова до Минха и Капустина. Звучали они, как того и требует жанр, в исполнении симфонического оркестра радио "Орфей" под управлением главного дирижера Сергея Кондрашева и Большого джазового оркестра Петра Востокова. Тут же заметим, что в России отдельного коллектива, который бы специализировался только на симфоджазе, не существует вот уже более полувека, так что столь уникальное содружество двух знаменитых оркестров стало своего рода намеком: а не пора ли возродить?
Концертом в Доме музыки продолжился фестиваль "Энергия открытий" радио "Орфей", который уже не первый год возвращает хорошо забытую отечественную музыку. "Орфей" реставрируют партитуры и чудом уцелевшие в архивах записи, ставит спектакли и снимает фильмы. И, конечно, возвращает имена корифеев.
Фото: Максим Васюнов
В Доме музыки больше всего говорили об отце советского джаза Александре Цфасмане - три десятка лет он исполнял и писал музыку, под которую танцевала вся страна, чего стоит только его фокстрот "Неудачное свидание" ("Мы были оба./Я у аптеки!/ А я в кино искала вас!" Продолжим вместе?). Цфасман возглавлял популярные оркестры, работал в кино, а также в училище Большого театра, где сочинил легендарный хореографический номер "Футболит", который Игорь Моисеев поставил специально для Асафа Мессерера (шутка ли, солист танцевал его несколько десятков лет!). И все же однажды даже такой лайнер пропал с радаров. К счастью, в отличие от многих коллег Цфасман миновал жесткие репрессии, но за это музыкант заплатил молчанием. Последние годы своей жизни он выращивал любимые розы на своей даче в Подмосковье. В программе "Симфоджаз. Сделано в России" были исполнены сразу несколько произведений Цфасмана, в том числе "Вдали от любимой" и "В парке культуры".
Или вот еще судьба. Эдди Рознер - польский еврей, родился и сделал карьеру в Берлине, бежал от фашистов сначала в Польшу, потом в СССР, здесь тоже стал звездой, создал один из первых в стране джазовых оркестров, исполняющих свинг, потом восемь лет лагерей, и снова взлет - его новый Эстрадный оркестр завоевывает киноэкраны и телеэфиры, мы его помним, например, по "Карнавальной ночи". Последний штрих в портрете виртуоза - Рознер возвращается в Западный Берлин и работает портье в ресторане, в котором когда-то начиналась его слава музыканта. В Доме музыки два оркестра исполнили его "Восточную серенаду" - и это еще одно возвращение легенды.
Восемь лет провел в лагерях и руководитель государственного джаз-оркестра Александр Варламов, а Вадим Людвиковский, один из самых прогрессивных бэндлидеров СССР, человек, который руководил эстрадным ансамблем Гостелерадио, замерз до смерти в московском сквере - страшный финал десятилетий его борьбы за возможность снова играть легкую музыку в трудные времена.
Среди явных удач концерта - "Рапсодия на белорусские темы" Виктора Кнушевицкого, композитора, превратившего джаз в "подлинное художественное явление" - это мнение советской прессы. Прозвучавшее впервые за долгие десятки лет произведение, так виртуозно совместившее симфоджаз с национальными мотивами, дает все основания говорить, что это был мощнейший композитор эпохи. И ему не место на пыльных полках.
А завершался вечер симфонического джаза "Карельским пейзажем" Анатолия Кальварского, произведением, которое подтвердило - симфоджаз уже давно обрусел и ему по силам осмыслять широту русских просторов и русской души. Бурные овации в конце исполнения, в свою очередь, подтвердили запрос современников именно на такую музыку.
Видеоверсия концерта "Симфоджаз. Сделано в России" в ближайшее время будет доступна на сайте телерадиоцентра "Орфей".
Кстати
Практически все пионеры советского симфоджаза играли со своими оркестрами на фронтах Великой Отечественной войны. Джаз-оркестр Всесоюзного радио под управлением Александра Цфасмана объезжал наши части и госпиталя с первых месяцев войны, Цфасман также написал до сих пор популярные песни на военные темы ("Веселый танкист", "Молодые моряки"). Госджаз СССР Александра Варламова был преобразован в Образцово-показательный джаз-оркестр Наркомата обороны и почти в полном составе выехал на фронт, где большинство оркестрантов погибло. Варламов остался в Москве и возглавил симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства, еще до своего ареста в январе 43-го, он успел подготовить программу к выступлениям перед американскими моряками в северных портах. Виктор Кнушевицкий во время Великой Отечественной войны руководил оркестром в Первой ударной армии, а затем на Северо-Западном фронте. Эдди Рознев также давал многочисленные концерты на фронте и в тылу.