В сети вышли "Призраки в Венеции" — сиквел "Убийства в "Восточном экспрессе" и "Смерти на Ниле"

Многим в Голливуде близок принцип "один для них, один для себя" — в том смысле, что с определенной регулярностью нужно соглашаться на массовые проекты, чтобы сохранять возможность делать немассовые. Про актера и режиссера Кеннета Брану, который в прошлом веке слыл одним из ведущих шекспироведов в кино (фильмы "Генрих V", "Много шума из ничего" и "Гамлет"), а в нынешнем зарекомендовал себя главным фанатом литературы Агаты Кристи, в этом плане шутят, что у него все наоборот. То есть глубокие пронзительные драмы с прицелом на "Оскар" (вроде лучшего фильма 2021 года "Белфаст") он снимает как раз "для них". А самому ему лишь бы манерничать со смешным бельгийским акцентом и щеголять в усищах с птеродактильским размахом крыльев (хотя он и к усищам умудрился приплести нешуточную драму), пусть даже и делается это под вывеской 20th Century Studios. Шутки шутками, но упоение, с каким Брана изображает сыщика Эркюля Пуаро в фильмах собственной постановки, вещь неоспоримая — и многое искупающая. Впрочем, не столь уж многое там требуется искупать. "Убийство в "Восточном экспрессе", открывшее франшизу в 2017 году, компенсировало радикальную одноразовость конкретно этого сюжета Кристи, известного своей очень специальной разгадкой, лютым актерским составом (Джуди Денч, Мишель Пфайффер, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Оливия Колман, Дэйзи Ридли и Джонни Депп), который был щедр на шекспировскую, собственно, театральщину. А еще симпатичными проделками оператора Хариса Замбарлукоса (он снимает всего Брану с "Сыщика" 2007 года, в "Экспрессе" у него совершенно чудные длинные проезды без склеек). Следующая "Смерть на Ниле", — сильно задержавшаяся сначала просто так, а потом из-за коронавируса, — тоже была решена любопытным образом. Фильм подчеркнуто делится на две половины, эрос и танатос, причем на первой с ее хорни-зарядом можно хоть яичницу жарить (центральное выступление тут у звезды "Сексуального просвещения" Эммы Маки, которая в сцене с танцем почти заживо съедает Арми Хаммера; клянусь, это не шутка про каннибализм). Тогда как вторая, где начинают сыпаться трупы, прямо-таки оглушает своей холодной суровостью, почти как ночь, рухнувшая на раскаленную пустыню. В "Призраках в Венеции", снятых по не самому очевидному роману Кристи "Вечеринка в Хэллоуин" ???(другой перевод — "В канун всех святых")???, вообще ничего не требуется искупать, в уравнении "один для них, один для себя" это фильм "для всех". "Убийство в "Восточном экспрессе" говорило о том, что мы делаем из мести, "Смерть на Ниле" — что мы делаем из любви. Главной движущей силой "Призраков в Венеции" становится страх. Пуаро, давно отошедший от дел (завел-таки садик), соглашается посетить спиритический сеанс, и тут вместо прежней детективной драмы включается мистический триллер, всерьез флиртующий с хоррором. "Призраки" расширяют горизонты франшизы — и фигурально (почти два часа приходится гадать, настоящие ли тут призраки), и буквально: картина снята на широкоугольный анаморфотный объектив, всасывающий в себя массу дополнительного — жутко неуютного, болезненного — пространства ???(соотношение сторон выходит 1,85:1 — это гораздо вместительнее прежнего 2,39:1)???. Замбарлукос часто берет голландские углы ???(прием из немецкого экспрессионизма: камера смотрит на героя снизу вверх, горизонт завален)???, выбивая у героев и зрителей почву из-под ног, и задумчиво вглядывается в зловеще подсвеченное высокое искусство. Вместо движимости (роскошные паровозы и пароходы) действие помещается в недвижимость (угрюмое обветшалое палаццо), которая едва ли спасает от беснующейся за окнами непогоды и — тоже беснующихся — натянутых струнных Хильдур Гуднадоуттир, авторки саундтреков к "Чернобылю", "Джокеру" и "Тар". Концептуально "Призраков в Венеции" тянет сравнить с "Собакой Баскервилей" из советской шерлокианы: у Браны получается заварить схожую по густоте атмосферу, от которой волосы до той степени стынут в жилах, что ноги перестают слушаться — и уходить уже не хочется. Возникающий в процессе туман прячет даже комедийную ауру Тины Фей, сменившей выбывшего Тома Бейтмана на посту напарницы Пуаро (она изображает писательницу Ариадну Оливер, самопародию Кристи). Вернее так: это "Собака Баскервилей" плюс "Двадцатый век начинается" (последний выпуск саги с Ливановым и Соломиным выходил уже в перестройку, так что там все стало существенно суровее - например, людям в кадре стали отрубать пальцы). Конкретных заявлений пока никто не делал, но вроде бы сериал настроены продолжать, если Брана и постоянный сценарист цикла Майкл Грин вдруг не потеряют к нему интереса (неужели эти усы могут надоесть?). Однако лучше, кажется, уже не будет: "Призраки в Венеции" — кульминационная точка этой франшизы, одна из сильнейших экранизаций Кристи вообще и, пожалуй, хэллоуиновский маст-вотч на все времена. В конечном счете тайна остается лишь одна: кто из каста окажется круглым мерзавцем в этот раз (Депп и Хаммер с соответствующими ролями справились превосходно).

В сети вышли "Призраки в Венеции" — сиквел "Убийства в "Восточном экспрессе" и "Смерти на Ниле"
© Газета.Ru