Директор Недели консерваторий Лидия Волчек: Это опыт и удовольствие

В Петербурге завершился ежегодный музыкальный фестиваль "Международная неделя консерваторий". В этом году он прошел в 23-й раз, и программа фестиваля давно уже не вмещается в семь дней. Поэтому официальный концерт-закрытие состоялся в Концертом зале Мариинского театра 29 октября, а научно-практическая часть и конкурсные отборы завершились только 2 ноября. После окончания всех мероприятий о первых итогах XXIII Международной недели консерваторий корреспонденту "РГ" рассказала директор фестиваля Лидия Волчек.

Директор Недели консерваторий Лидия Волчек: Это опыт и удовольствие
© Российская Газета

- Лидия Львовна, как все прошло?

Лидия Волчек: В этом году наш проект был на удивление успешным и очень нарядным. Нам удалось выполнить практически все задуманное, что в последние годы редкость. Сначала серьезные трудности создала пандемия, и из-за закрытых границ многое приходилось менять буквально на ходу, потом на сцену вышли геополитические события. Но наш фестиваль по-прежнему сохраняет статус международного и несмотря на то, что существует уже больше двух десятков лет, он продолжает оставаться уникальным. В этом году к нам приехали представители высших школ музыки из России, Беларуси, Казахстана, Сербии, Китая, Турции, арабского мира.

Фото: Пресс-служба Санкт-Петербургской консерватории

Миссию Международной недели консерваторий нельзя определить однозначно. Мы знакомим и исполнителей, и публику с разной музыкой, представляем произведения современных композиторов, поднимаем на новую высоту этническую музыку и джаз, готовим будущих музыкантов к самостоятельной карьере, а в этом году даже устроили творческую мастерскую по музыкальной журналистике и конкурс молодежных ансамблей "Шаг в будущее".

- Концерты на лучших площадках Санкт-Петербурга - главная часть фестиваля. Почему это важно для участников?

Лидия Волчек. Как вы знаете, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Но у нас каждый год - Год педагога и наставника, потому что на сцену выходят признанные музыканты - наши педагоги, и их ученики. Концерт-открытие фестиваля мы посвятили 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Прозвучали знаменитая Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром и опера "Алеко" в концертном исполнении. Дирижировал сам ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев, который специально для этого освободил время в своем плотном рабочем графике.

Концерты проходили в Шереметьевском дворце, храме Спаса-на Крови, Эрмитажном театре, Концертом зале Мариинского театра. Вы представляете, какая это честь и ответственность для студента - выйти на такую сцену, выступать перед публикой? В первую очередь это опыт, но и колоссальное удовольствие для всех участников процесса.

Впервые все концерты Международной недели консерваторий транслировались в интернете. И мы видели, что к трансляциям - несмотря даже на разницу во времени - подключаются зрители из Европы, Америки. То есть интерес к нашему искусству у них огромен, несмотря на все преграды. Будем надеяться, временные.

- У фестиваля есть ведь и научно-практический раздел. Какие вопросы там обсуждаются?

Лидия Волчек: Сегодня для того, чтобы быть успешным профессиональным музыкантом, недостаточно быть просто виртуозным исполнителем. И мы, например, провели образовательный семинар по музыкальному менеджменту "Творческая личность и креативный менеджмент", где рассказали о самостоятельном продвижении и организации собственных творческих проектов, современных тенденциях и инструментах поддержки творцов. В нем приняли участие реальные успешные продюсеры и менеджеры, которые дали участникам полезные практические советы. Например, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Антон Танонов рассказал о том, как он создал фестиваль современной музыки "Петербургские дожди", который впервые прошел совсем недавно и был очень успешным.

Еще один интересный опыт - деловая игра "Карьерный компас", как раз приуроченная к Году педагога и наставника. Ее придумала наш проректор по науке Тамара Твердовская. Мы предложили студентам и выпускникам консерватории пройти собеседования с экспертами-наставниками в разных областях музыкального искусства, подготовить видеовизитку, резюме, а также выступить с самопрезентацией. Все это поможет ребятам увереннее чувствовать себя на открытом рынке труда после окончания обучения, ощутить себя востребованными, интегрироваться в музыкальную индустрию.

Также у нас состоялись образовательный семинар по хоровому дирижированию, мастер-классы, открытый конкурс рецензий на концертные программы и события научно-практического раздела фестиваля "Международная неделя консерваторий", творческие встречи и многое другое.

- Мы привыкли, что классика - нечто академическое, застывшее, эталонное. Как фестиваль классической музыки взаимодействует с современностью?

Лидия Волчек: В этом году у нас впервые прошел конкурс молодых композиторов "Петербургские художники звука". Специально для него были написаны музыкальные произведения, и лучшие из них прозвучали в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа. Его современный интерьер был удивительно созвучен и этой новой музыке, и визуализации произведений, для которой были использованы алгоритмы искусственного интеллекта. Выстроилась удивительно стройная композиция: молодые композиторы - молодые исполнители - новейшая музыка.

- Когда начнется подготовка к следующему фестивалю?

Лидия Волчек: С самого начала этой Недели ко мне уже подходили и преподаватели, и студенты консерватории - благодарили, а заодно спрашивали, что будет на фестивале в следующем году. Так что мы начали готовиться к 24-й Неделе консерваторий, еще не завершив 23-ю.