Воронежские школьники увидели два музыкальных блокбастера
На фестивале "Маршак" показали зрелищные спектакли на сюжеты, знакомые детям по классике советской анимации. РАМТовский "Остров сокровищ" в жанре "рок-баллады для подростков" спорит с расхожим представлением о приключениях Джима Хокинса. Мюзикл "Летучий корабль" от пермского "Театра-Театра", напротив, развивает темы мультика - с поправкой на злобу дня.
Перенести на сцену роман Стивенсона - задача столь же сложная, сколь заманчивая. Романтика пиратской жизни, резкие повороты сюжета, красивые бои и в меру поучительный финал кажутся идеальным рецептом спектакля для младших подростков, прежде всего мальчишек. А если еще добавить песен под запоминающуюся музыку… Вопрос в том, что останется в итоге от первоисточника.
Не секрет, что "Остров сокровищ" с его архаично-медленным описанием событий для нынешних школьников уже не является культовой книгой. Большинство, в отличие от своих дедушек и бабушек, знает сюжет в лучшем случае по анимационно-игровому фильму 1988 года. Яркие и смешные образы из него прочно вошли в массовую культуру. Морские разбойники там пьют, курят, ругаются и дерутся, но не более того. Все убийства обыграны в фантастическом ключе, так что зритель над ними только хохочет. В более ранней советской экранизации, к слову, пытались сохранить некоторые сцены насилия, но их убрала цензура.
Делая спектакль для московского РАМТа, режиссер Александр Коручеков поставил себе высокую планку, решив опираться именно на книгу. С ее обилием специальных терминов, длинными монологами, морально неустойчивыми персонажами и довольно-таки кровавой развязкой. Поскольку "Остров сокровищ" - не фельетон про джентльменов удачи, на лицо ужасных и добрых внутри, а "роман взросления".
"Джим Хокинс обретает зрелость через поступки, в том числе не очень хорошие, и осознает, что ответствен не только за себя и свои фантазии. Он понимает цену, которую приходится платить за приключенческую авантюру. Его история перекликается с историей Петра Гринева из "Капитанской дочки", только там вместо океана - наши степи. Для обоих актуален совет "Береги честь смолоду"…" - пояснил Коручеков.
Конечно, превращать детскую постановку в боевик с брызгами искусственной крови не стремились. Здесь хватает стрельбы, драк и тел, проваливающихся в "преисподнюю" под авансценой, но еще больше юмора, в том числе по поводу смертей. Тем не менее юному зрителю дают в полной мере осознать, что ради сокровищ, которыми смогло достойно распорядиться лишь несколько человек, погублено 17 жизней в рамках одного плавания и сотни - за его пределами.
Декорациями служат деревянные ящики - потемневшие от времени, просмоленные, обгоревшие, способные превратиться и в капитанский мостик, и в горы такелажа на палубе, и в скалы, и в старый форт. Блеска золота публика не увидит - ведь настоящее богатство, которое обретут Джим и его взрослые друзья, отнюдь не в деньгах.
Многословные рассказы персонажей превратили в баллады по мотивам западных рок-хитов 1970-1980-х (композитор - Дмитрий Волков). Ожидать ярких вокальных партий не стоит, все-таки спектакль драматический. Но благодаря усилиям актеров, световым и видеопроекциям речитативы Сильвера, Джима или Бена Ганна превращаются в концертные номера. Гвоздем шоу обречен быть попугай Флинта. Повторить его контртеноровое "Пиастрррры!" зрители помладше постараются непременно, и не один раз.
Возрастное ограничение для спектакля - "12+", что побуждает некоторых родителей самонадеянно приводить в зал и младшеклассников. Мол, "мой уже все понимает". С "Островом сокровищ" лучше не торопиться. От названий мачт и парусов, биографических справок о знаменитых пиратах и больших объемов текста, пусть и произносимого скороговоркой, у этой части аудитории начинают слабеть веки. Впрочем, можно попробовать разобраться в морской теме до похода в театр. Для "Острова сокровищ" РАМТ сделал сайт, где есть схема старинного парусника, корабельный словарик и шуточный тест.
"Летучий корабль" из Перми стал вторым технически сложным спектаклем, который в этом году смогли оценить зрители фестиваля "Маршак". В целом он следует канве мультфильма Гарри Бардина. Иное было бы странным, поскольку образы Забавы, Водяного и прочих персонажей всплывают в голове при первых звуках мелодий Максима Дунаевского. Но "Театр-Театр" не был бы собой, если бы эти "старые песни о главном" не получили актуального обрамления.
Режиссер Дамир Салимзянов построил в своем тридевятом царстве внятную и узнаваемую систему отношений. Слабовольный правитель с дырой в бюджете ("Денег нет, но вы…" - разводит он руками перед народом, сидящим в зале как бы в ходе прямой линии) хочет выправить финансовое положение за счет богатого министра-казначея, у которого сам собою скопился частный капиталец. Министр с интонациями нувориша из 1990-х и тройкой борзых приспешников мечтает, ясное дело, о престоле. Водяной коротает время за роялем, смутно напоминая одного известного в прошлом эстрадного композитора (пиявки да лягушки - на бэк-вокале). Эскадрилья мужиковатых и мужественных Бабок-Ежек (их играют артисты обоих полов) не знает пощады - пока им не начнешь травить про любовь…
В спектакле масса гэгов, часть которых рождается в процессе импровизации, и спецэффектов, требующих от артистов недюжинной физподготовки. Поют-то без фонограммы, под живую музыку. Танцы с шестом, прыжки на батуте, пируэты и поддержки позволяют "распространить" спектакль, не утомляя публику. Не обходится и без традиционного для детского театра интерактива. Хотя юные зрители и не всегда понимают, для чего им вдруг гладить отпрысков Ежкиного Кота, который в пермском "Летучем корабле" реализует мечту Забавы и ее возлюбленного о куче детишек.
"Я старался не равняться на образ из мультфильма, шел больше от себя. Мой герой честный и очень целеустремленный. Знает, чего хочет, и умеет находить единомышленников", - определил характер Вани-трубочиста актер Даниил Ахматов.
Его коллега Анна Огорельцева еще в детстве напевала песенку Забавы, придумывая под нее клипы, и теперь играет царевну такой, какой ее легче представить в наши дни.
- В мультфильме Забава - барышня, внешне более взрослая. А моя героиня простая девчонка в смешном платьишке, которая, как и все, хочет любви, - отметила Анна Огорельцева. - Она не царица, не принцесса. Впервые увидев Ваню (он, напомним, вываливается в светелку из печной трубы. - "РГ"), начинает его дубасить березой в кадке. Однажды это дерево от моих усилий даже сломалось пополам! Казалось бы, не по-царски так поступать, правильнее позвать стражу. Но такая Забава ближе к зрителю. Ваня у нас тоже простой - сам говорит, что и раньше-то умным не был, а от любви совсем голову потерял. Ну и ничего, зато любит как! Корабль построил - все сделает. Что еще надо для счастья?..
Пермский "Летучий корабль" ненавязчиво подчеркивает: уповать на одни чары да заклинания не стоит, надо и самим руку приложить. Влюбленного Ваню режиссер отправляет чистить трубы не только в царском дворце, но и в Ежкином, проверяет на эмпатию к разной нечисти, которая норовит утопить простачка в болоте или сварить в котле лишь "потому, что хочется мне кушать". Трудолюбие и умение договариваться оказываются сильнее денег и "административного ресурса". Если бы хоть эта часть сказки стала былью, какая жизнь тогда бы началась…