Татарская эстрада на фоне "зеленки"
Смотрим клипы Виталия Мухаметзянова
Татарская эстрада не балует нас структурированными архивами. Но если говорить о клипах, то во многом их можно изучить благодаря творчеству Виталия Мухаметзянова. В начале 2010-х он выложил огромное количество клипов (а также мультфильмов), над которыми работал с 1990-х годов.
Чем знаменита студия "Муха"
Мухаметзянов родился в 1965 году в Уфе. В 1988-м под его руководством был нарисован комикс "Детектив Рипли", который разошелся тиражом более миллиона экземпляров. Тогда же он открыл, собрав местных художников, комикс-студию "Муха" и выпускал одноименный первый журнал комиксов для взрослых. Уникальное явление, которое из-за дикой инфляции не окупалось.
Также Мухаметзянов начал делать компьютерные клипы, самый известный из них — "Ненавижу" с песней Глюк'oZы. Он поработал над множеством видео, которых было около 300 с лишним: "Алиса", "Чайф", "Пикник", Максим Фадеев, Алсу, "ДДТ", Андрей Губин, Филипп Киркоров и так далее, и далее. Значительную часть этого богатства Мухаметзянов собрал у себя на канале. Просмотр списка вызовет у вас немало ностальгических воспоминаний. Мухаметзянов ушел из жизни 12 октября 2016 года.
Много на канале и татарских клипов, они идут в самом конце отдельным блоком. То есть у клипов на песню "Син сөюдән чибәр" Сагита Гыйбашева и "Научи любить" группы Reflex есть что-то общее.
Как вспоминают участники тех событий, первые музыкальные ролики татарские артисты снимали именно в Башкортостане — там это раньше научились делать, стоил процесс недорого (а теперь там есть киностудия с производственной базой). На их основе можно выстроить классификацию клипов того времени.
Про прошлое, праздники и красивое
Вот клип о прошлом Булата Нигматуллина "Якын дустын барын онытма", где он поет на фоне зеленого экрана, который потом превращается в подобие северного сияния, популярного в Татарстане в эти дни.
"Производственный" клип "Туй җыры" Зуфара Хайрутдинова, также не без "зеленки". Такая песня должна быть в репертуаре каждого успешного исполнителя. Потому что солянки и сольники случаются не часто, а женятся люди всегда. В свое время Салават Фатхутдинов спел "Туган көн" (к нему тоже приложилась студия "Муха") и не прогадал: автор помнит времена, когда эта песня в поздравительных блоках звучала по три раза в час.
Клип о простой жизни артистов представлен работой дуэта Фарида — Алсу "Туган яр". Обратите внимание на аутентичный отыгрыш выступления в сельском клубе. А также подумайте, насколько экономично снимали раньше клипы: несколько локаций, несколько эффектов, фильтры и игнорирование факта, что бренды в роликах лучше не показывать.
"Сукыр җырчы" Салавата Фатхутдинова — сюжетный клип, в котором певец занимается прямыми обязанности, а актеры отыгрывают целую историю. Здесь бизнесмен встречает в переходе однополчанина, вынужденного зарабатывать игрой на баяне, над музыкантом издеваются гопники, а за происходящим наблюдает девушка. Заметьте, как разумно используется компьютерная графика, она воплощает мечты слепого музыканта.
В "Янгантау" Айдар Галимов показывает студийную работу и демонстрирует конкретные красоты конкретных мест Башкортостана, точнее геопарка. Можно ли представить сейчас клипы, где звезда не поет или отыгрывает роль, а просто играет в боулинг?
Наконец, Алсу Хисамиева полностью подчиняется воле художника, для нее нарисован целый мультфильм. "Бәйрәм килә" также можно отнести к "производственным": с одной стороны, картинка указывает, что это новогодняя работа, но песню можно исполнять и на день рождения, и даже на день нефтяника.
При этом видно (и слышно), что клипы эти сняты в определенной период, с художественным видением, на которое влияла не только эстетика эпохи, но и бюджет, мнения коллег, запросы времени. Эпоха ушла — и клипы изменились. Стали ли они лучше?