Войти в почту

Часть рестораторов и владельцев магазинов перестали платить зарубежным правообладателям за контент

За девять месяцев 2023 года число штрафов за использование музыки в коммерческих помещениях без оплаты выросло на треть. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные сервиса Cubic Media, который обеспечивает музыкальное сопровождение магазинов, торгцентров, ресторанов. На проблему месяцем ранее обратило внимание и РБК, ознакомившееся с отчетностью Российского авторского общества (РАО). Вознаграждение за публичное воспроизведение музыки с участников рынка собирает РАО, затем распределяет его среди правообладателей.

Часть рестораторов и владельцев магазинов перестали платить зарубежным правообладателям за контент
© BFM.RU

Каждая компания должна либо сама делать отчисления, либо сотрудничать с музыкальными сервисами. За неправомерное использование объектов авторских прав предусматривается штраф до 5 млн рублей, согласно статье 1301 ГК РФ. Большинство дел решаются до суда, однако в месяц до него доходит более 50 дел, а средняя сумма взыскания по ним составляет порядка 150 тысяч рублей. Причиной роста эксперты называют уход зарубежных правообладателей с рынка. Комментирует коммерческий директор Cubic Media Дмитрий Яковлев:

— Не бизнес перестал делать отчисления, а общество стало более активно и внимательно в этом вопросе, наверное, общество и государство в целом. Потому что десять лет назад большая часть малого и среднего бизнеса в России вообще работала в какой-то серо-черной схеме. Сейчас же все изменилось, налоговая довольно активно следит. Со временем это будет некой повсеместной практикой, когда бизнес поймет, что это просто часть налоговых выплат государству.

— Ушли иностранцы с рынка, а следит ли за этой музыкой РАО и как общество отправляет положенные им средства для иностранных компаний?

— Да, следит, выплаты есть, был и на РБК материал о том, что выплаты проходят, правообладательные средства отправляют.

— Какая музыка используется в коммерческих целях?

— Чаще всего используется так называемый бизнес-контент, то есть музыка, которая подбирается или записывается напрямую под задачи звучания в бизнесе. Тут есть несколько схем работы: компании либо работают со специализированными музыкальными сервисами и заказывают там подборки, либо заключают прямые договора с авторами музыки, лейблами (в основном европейские или американские). Или создают свой контент — сложнее, затратнее, такой длинный, но, как мы считаем, более качественный путь. Это опять же можно делать напрямую с авторами или через музыкальный сервис. Поэтому больше звучит бизнес-контент, а контент с выплатами, за которым присматривают как раз общества РАО и ВОИС, используют не так часто.

Участников рынка не устраивает расчет оплаты, который сейчас зависит от типа помещения, числа посадочных мест и площади, также сохраняется вопрос, куда РАО выплачивает деньги, полученные от сбора авторских отчислений за иностранные музыкальные композиции. А многие просто не хотят платить, поскольку иностранные музыкальные сервисы ушли с российского рынка.

Комментирует омбудсмен ресторанного рынка Москвы, председатель федерации рестораторов и отельеров Сергей Миронов:

— РАО и ВОИС в свое время доказали, что все-таки надо платить, судами, штрафами. И потом, когда у нас произошло расхождение с Западом, многие посчитали, что почему мы должны отчислять деньги на каких-то западных артистов, платят ли им вообще деньги и вообще зачем им что-то платить, нам вводят санкции, почему наши деньги должны идти туда. И многие рестораторы, мотивируя этой позицией свои действия, перестали платить. И сейчас достаточно много таких вот, мягко говоря, разборок с РАО у рестораторов происходит. Наши франшизы «Мясо и рыба» платят в РАО, а ВОИС как бы как платили, так и платят, они такую позицию не стали занимать. Но она под собой тоже имеет какую-то почву и, наверное, РАО надо дать пояснения по этому вопросу.

— Из отрасли, из окружения много ли вообще до суда дел доходило?

— Я думаю, что большинство решают вопрос до суда, когда в суд подали, когда юристы понимают перспективы, потому что, скорее всего, ресторан проиграет РАО в суде, и есть ли смысл туда вообще идти, легче договориться до суда и большинство договаривается. РАО выигрывает суды, это понятно, авторское право никто не отменял. И позиция не платить- более понятийная, чем основывается на законе. Это не самый большой платеж, это просто один из платежей.

Ранее сообщалось, что выплаты иностранным авторам в прошлом году стали рекордно низкими и составили всего около 21 млн рублей. Всего в 2022 году телеканалы, радиостанции, кинотеатры и заведения, где звучала музыка, отчислили РАО в пользу всех авторов произведений российских и иностранных немногим более 3 млрд рублей.