Хоровые фрески и миниатюры
В новой программе, которую ансамбль ARIELLE презентовал для своего сольного вечера, интересно сочетались знаковые произведения для смешанного хора, опусы середины прошлого века, ещё не нашедшие своего слушателя, и музыкальные новинки наших дней. Такое стилевое многообразие позволило коллективу продемонстрировать высокопрофессиональное владение мастерством хорового пения и яркость художественных интерпретаций. Три хора из цикла "Двенадцать хоров a capella" (1909 год) Сергея Ивановича Танеева на стихи Якова Полонского, прекрасные совершенства русского хорового искусства, открыли программу концерта коллектива ARIELLE. Полифоническая ясность преобладала в исполнении. Можно было проследить логику каждого голоса, развивавшегося по горизонтали. Гармонические вертикали были сбалансированы по звучанию. Красиво превалировали высокие тембры в стройных аккордах. Поэзия и музыка сливались в возвышенном ключе эталонного танеевского стиля, дав точку отсчёта следующим номерам программы. Отчётливая артикуляция исполнителей позволяла слушать поэтический текст без затруднений. "Гимны Родине", три хора Георгия Васильевича Свиридова на слова Фёдора Сологуба - совершенство иного стиля. Защемило и загрустило от мерцающих гармоний с прихотливой интерваликой мелодий. Застывшие звуковые кластеры, исполненные певчими закрытым ртом на пианиссимо, отзывались вибрациями эмоциональной ауры пространства зала. Свиридов, кажется, знал всё о возможностях такого инструмента, как хор. Впечатляли ансамблево точные и тонко сфилированные снятия звука в конце фраз. Созданная исполнителями выразительность образов манифестировала квинтессенцию русской свиридовской натуры. Дирижёрские жесты Эльмиры Дадашевой отличались энергичностью ауфтактов, цепкостью и остротой, при этом вытягивая вокальную кантилену у певцов. Большое музыкальное любопытство вызвала заявленная в программе мировая премьера нового произведения известного современного композитора, профессора Московской консерватории Юрия Абдокова. "Silentium" для смешанного хора и кларнета, сольную партию которого сыграл Эрнест Алавердян, пелась без слов. Пение с закрытым ртом и распевание на "а", богатство вокальных штрихов, крупная драматургическая линия развития уподобили хоровую фактуру оркестровой. Суровые, мрачные настроения натурального минора, октавные пустоты унисонов, длительные нарастания кульминаций, пронзительный верхний регистр кларнета напоминали воинственные напевы горцев. Иногда контраст задумчивой сосредоточенности навевал религиозную молитвенную песнь. Кульминацией вечера стала предпремьера масштабной Четвёртой симфонии Гавриила Николаевича Попова "Слава Отчизне!" (1949 год) для смешанного хора и четырёх солистов. В преддверии готовящейся московской премьеры грандиозного произведения одного из лидеров русского музыкального авангарда, которая состоится в Большом зале "Зарядье", на концерте прозвучала масштабная вторая часть симфонии "Весна" (солисты – Екатерина Лукаш и Дмитрий Никаноров). Мировая премьера сочинения, которое более полувека ожидало своей встречи со слушателем, уже прошла 6 февраля 2023 года под управлением Эльмиры Дадашевой (при поддержке В.А. Гергиева) в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Вторая часть симфонии - развёрнутая «хоровая фреска», со сложносочинённым фактурным наполнением, с островками личностной лирики от первого лица у солистов и внутренним брожением нарастающих чувств весеннего обновления. Плотная многослойность голосов и партий требовала от хора ясной подачи хоровой партитуры, чтобы не утяжелить звуковую массу. Также, важен был текст, который хорошо артикулировался певцами. "Весна" была единственным фрагментом Четвёртой симфонии, который однажды прозвучал в Москве при жизни композитора. Две русские народные песни для хора a capella Шостаковича продолжили тему XX века в программе вечера, который закончился по просьбе публики дважды исполненной весёлой песней-скороговоркой "Как меня Младу-младёшеньку".