"На первом месте загадка человека…"
Лола Звонарёва представила Алексея Небыкова, прозаика, главного редактора портала "Печорин.нет", аспиранта Литературного института. Они познакомились на фестивале "Интеллигентный сезон", жюри которого она возглавляет, в 2019 году. Алексей ярко прозвучал, запомнился, получил диплом победителя в номинации "Малая проза". Его произведение было напечатано в журнале "Литературные знакомства" (главный редактор – Л.У. Звонарёва). В этом журнале в том числе публикуются подробные репортажи с вечеров Гостиной. Алексей Небыков, в свою очередь, поблагодарил Лолу Звонарёву за приглашение представить сборник в этих стенах, где жил и работал великий писатель Михаил Булгаков, где по-прежнему живёт Кот Бегемот (которого все видели в буфете), и царит атмосфера острого сюжета, тайны и мистики. Здесь всё словно создано для презентации книги "Зеркальный детектив". Алексей Небыков и Лола Звонарева Также Небыков рассказал, что вообще интерес к криминальной литературе, к историям, связанным с преступлениями, возник в начале XIX века. Теоретики литературы связывают это с повсеместной в то время реформой уголовной системы наказаний. Были отменены пытки, от людей перестали требовать признания в совершённых преступлениях. Больше внимания стали уделять косвенным уликам, доказательствам. Были созданы учреждения, государственные и частные, которыев том числе дали ход и литературному явлению. В 1812 году в Париже Эжен Франсуа Видок (бывший преступник, ставший частным детективом) создал Сюрте (Sûreté, безопасность) – аналог спецслужб, в котором преступления расследовали бывшие уголовники. В Скотленд-ярде в 1843 году открывается департамент уголовных расследований. В Чикаго Алан Пинкертон в 1850 году создаёт первое детективное агентство. У нас в Санкт-Петербурге в 1866 году учреждается сыскная полиция. В XIX веке криминалистика постепенно превращается в науку, уголовный розыск становится всё более профессиональным. В частности, во главу угла становятся репутация и талант сыщиков и вызывают повышенный интерес. Широко издаются произведения о реальных и вымышленных преступлениях. Таким образом, интерес к детективу не угасает уже 200 лет, он пользуется большим спросом. Современная теория литературы выделяет множество подвидов детектива: классический, полицейский, психологический, герметичный, уютный провинциальный, конспирологический шпионский, "крутой", мистический, исторический, фантастический, скандинавский, политический, детский юношеский и даже иронический. В рамках вечера перед публикой выступили шесть участников сборника "Зеркальный детектив", представившие разные обличья детективов. Они прочли начала своих произведений, чтобы заинтриговать слушателей найти их продолжения в сети или приобрести бумажную книгу с подписями авторов. Характерная особенность детективов этого сборника – в каждой истории присутствует зеркало. Оно либо улика в совершённом преступлении, либо каким-то мистическим образом воздействует на героев. Книга посвящена памяти автора Елены Ахматовой. Она работала над сборником в коллективе авторов, её не стало в этом году. Литературный критик Василий Геронимус выступил на презентации со своей рецензией на книгу. В. Геронимус считает, что книга "Зеркальный детектив" безупречно сделана. Каждый следующий детектив становился для него открытием. Бывают объёмные детективные истории, в которых на первом месте загадка сюжета, здесь же мы скорее имеем дело с детективными новеллами, в которых на первом месте загадка человека. Разница принципиальная. Загадки человека сопряжены с наличием в сюжете таинственного предмета – или непосредственно зеркала, или предмета, который находится с зеркалом в одном ассоциативном ряду. Этот предмет либо даёт человеку притягательные, но опасные знания, либо от чего-то его защищает. Само собой напрашивается слово талисман. В центре истории идея исключительной ценности или бесценного предмета. Критик выделил три истории сборника. Прежде всего, новеллу Максима Смирнова "Берегитесь старины". Здесь зеркало будто бы с двумя гранями. Для молодой ветреной красавицы оно инструмент, с помощью которого она может прихорашиваться. Тусклое изображение в нём ей досаждает. Для пожилой умудренной дамы неясность изображения в зеркале сама по себе притягательна. Зеркало для неё ценный предмет, историческая память. Две грани явления зеркала остроумно обыгрываются. Максим Смирнов. Второй рассказ – "Воден дявол", по-болгарски "морской чёрт", Алексея Небыкова. Следователь из Москвы приезжает в Сахалинский край. Здесь случилось несчастье: утонула моторная лодка с людьми. Следователь догадывается, что лодка утонула не случайно, кто-то помог людям уйти. Хотя явных улик нет. Важны не материальные улики, а психологические нюансы и детали, которые наводят следователя на мысль, что "несчастный случай" кто-то подстроил. Психологические подступы к решению проблемы, которые снова имеют прямое отношение к тайне человека. И, наконец, рассказ Натальи Авдеевой "Медальон", место действия – Петербург. Этот город удивителен тем, что он с одной стороны геометрически правильный, рациональный, а с другой – мистический. Неудивительно, что здесь разворачиваются события мистического свойства. Главный герой находит медальон, который его связывает с миром иным. Каждый читатель может сам прийти к разгадке. На презентации представили свои рассказы Небыков и Смирнов. К ним присоединились Наталья Резникова (история "Зеркальная туманность"), Маша Фокс (фрагмент рассказа "Комната смеха"; писательница живёт в Англии, на юго-западе, на так называемой Английской Ривьере), Гульнара Василевская (рассказ "Обретённое сокровище"), Тиана Каракада́ (текст "Кривые зеркала"). Гости вечера. Также Л. Звонарёва дала слово постоянным участникам Гостиной. Выступили прозаик Нина Орлова-Макграф, сказочница Елена Гладкова, поэт и переводчик с польского Алла Чучина. Тележурналист, редактор, сейчас сотрудник библиотеки им. С.В. Михалкова Елена Киселёва пригласила авторов сборника участвовать в мероприятиях обновлённой библиотеки. Здесь откроется литературный салон, кафе "Стойло Пегаса", будет своя телестудия. Планируют снимать и выкладывать материалы в интернете и на сайтах библиотеки. Е. Киселёва считает, что сборник "Зеркальный детектив" – хороший литературный продукт, который должен быть в библиотеках. Его будут читать.