Клятвопреступник, но не детоубийца. Евгений Славутин о новой комедии "Скапен. Неаполитанская комедия"
Театр удивительное место. Мы приходим туда, когда нам хорошо, чтобы пострадать, приходим, когда плохо, чтобы развеселиться. Приходим туда, увидеть истории и пережить новые чувства. Чтобы не происходило в мире, он есть всегда, был и будет. Сегодня театр место силы, отдушина, возможность соприкоснуться с прекрасным, а если оно с нотками юмора и классики, то прелесть неописуемая. Евгений Славутин соединил все эти ингредиенты в своём новом спектакле «Скапен. Неаполитанская комедия» премьера которого состоится в конце ноября. Ну а пока предлагаем ознакомиться с интервью режиссёра и узнать: почему именно Мольер и причём тут 4 стена. Как родилась идея постановки? Всё просто «Скапен» - одна из лучших пьес Мольера. Это первая его работа, которую он поставил в «Пале-рояль» и сразу завоевал Париж, ну а нам надо завоевать Россию. Чем вас заинтересовал персонаж Скапена? Это очень большая проблема. Я уже ставил эту пьесу дель-арте, она очень лёгкая, я бы даже сказал клоунская. И вот спустя 20 лет решил посвить вновь, ставить нечего, а лучше Мольера ничего нет, это мой автор.Если так подумать, то ставить не про кого, этот герой прощелыга, бьёт старичков, вымогает из них деньги и он главное действующее лицо. В чём его героизм? Это комедия-размышление над тем, а почему такой персонаж является главным героем. © фото театр МОСТ В чём феномен Мольера? Все-таки человек жил в 17 веке, а его пьесы актуальны и сегодня и их охотно ставят. В реализме.Форма хоть и была клоунская, проблемы актуальны. Мольера можно поставить и серьёзно, а можно как мы в комедии, и если ставить через смех и клоунаду, то будет понятно, про что и зачем это.Есть психолог Виктор Франкл, который как раз разбирал, как существовать и преодолевать непреодолимые проблемы и назвал этот метод логотерапия, психология смыслов. И по существу все ситуации в которые попадает Скапен, он кому-то да помогает, а так у него нет очевидно своих смыслов что-то делать.Если говорить именно про сюжет, то Скапен выбирает стать клятвопреступником, чтобы не быть детоубийцей, и наш герой через логотерапию начинает взаимодействовать с героями и убеждать их в необходимости не отказываться от сына и так далее. Скапен это своеобразный психолог. В 21 веке пошла тенденция на отсутствие любви, а пьеса вся строится на ней. Вся драматургия построена на любви, всё. Пружина, которая заставляет людей кого-то спасать и что-то делать, это пружина любви. А Скапен по такой логике кого любит? Скапен не может видеть, как погибнут эти ребята, это любовь к людям. И он открывает, придумывает ситуации, где любовь, ну и хитрость героя берут верх над жестокостью любящих отцов. Его долг помочь. Любовь — это базовый двигатель прогресса. В чём особенность репертуара театра МОСТ, что его так любят? Ну, так любят и так ненавидят. Мы добрый, семейный театр, светлый, все наши спектакли, даже трагические, имеют надежду. Наш зритель — это человек, который верит в своё будущее с самого маленького возраста. Мы рассказываем истории побед, дарим надежду зрителям.Мы показываем зрителям, что они могут. У вашей комедии авторский перевод, каких поворотов стоит ждать зрителям? Переводы все плохие, они не передают всей глубины Мольера. Пьеса гениальная, её испортить сложно, зрителю надо переписать всё. Что он знал и помнил об этой комедии, лучше забыть. Это полностью мой оригинальный текст. Можете рассказать про ваши авторские приёмы в этой пьесе? Это другая пьеса, мы попытались найти там корни обаяния образа главного героя. Какие-то приёмы выделить не могу, моя задача была это по-русски написать, добавить характер современного юмора, мой собственный. Пафос Мольера в том, что слуга умнее всех господ, я это сохранил. Раз корни пьесы уходят в дель-арте будет какое-то взаимодействие со зрителями? Взаимодействие со зрителями состоит в том, что мы убираем 4 стену, где актёры и зрители — это одно пространство, поэтому у нас нет подиума, где будут актёры. Мы со зрителем разговариваем в прямую, вся роль — это большой апарт. Зритель это 3-е действующее лицо. Наш такой стиль—это следствие театра Брехта, наши актёры не играют самого персонажа, они играют отношение к персонажу, которое проходит через зрителя. В чём особенность репертуара театра МОСТ, что его так любят? Ну, так любят и так ненавидят. Мы добрый, семейный театр, светлый, все наши спектакли, даже трагические, имеют надежду. Наш зритель — это человек, который верит в своё будущее с самого маленького возраста. Мы рассказываем истории побед, дарим надежду зрителям.