Актёр Александр Галибин: «Мне очень дорога Поклонная гора»
По признанию Александра Галибина, именно с киностудии «Мосфильм» в Раменках начался его путь в большой кинематограф. В последние годы народный артист РФ всё чаще находится по другую сторону камеры – снимает картины для детей. Недавно он завершил съёмки детского фильма «Сыроежки», и тоже при участии «Мосфильма», производство киностудии «Стелла».
ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ФРАНТ
– Александр Владимирович, а с какого фильма начался ваш путь в большое кино на западе Москвы?
– С «Трактира на Пятницкой». Несколько поколений выросло на этой истории. Это же не фильм про воров или бандитов. Он про людей. Там есть и любовь, и доброта, и дружба. В 2023 году этой знаменитой мосфильмовской ленте исполняется 45 лет.
– Именно с ролью вора-щипача Пашки-Америки, обаятельного франта, вы и ассоциируетесь у зрителя. Чем запомнились вам съёмки этой картины?
– В «Трактире...» была моя первая работа со звёздами.
Это сейчас говорят «звезда сериала брымбрым-такого-то», а этого актёра никто и не знает. Раньше такого не было.
В фильме были титаны советского кино: Коля Ерёменко, Лёва Прыгунов, Витя Перевалов, Тамара Сёмина, Глеб Стриженов, Костя Григорьев.
Все мощные глыбы. И я там затесался, студент четвёртого курса. Был наглый, молодой, подтягивался к ним. Самое главное, там был режиссёр, который понимал в кино, знал, как его делать, – Александр Михайлович Файнциммер. Он любил актёров, прислушивался к ним.
– Вы тоже что-то привнесли в эту ленту, значит?
– Помните, в фильме есть Шкет-беспризорник, который всё повторяет «гражданин-товарищ-барин»? Можно сказать, это я его нашёл. Случайный мальчишка из цыганского табора как-то сам прибился к нашей группе. Я когда увидел его, сразу сказал Александру Михайловичу: надо бы его снять, у него очень живые реакции. Мой Шкет привнёс в фильм непосредственность, какую-то детскую правду. Актёром он, правда, не стал. (А. Файзирахманов сейчас живёт в Челябинской области. – Ред.)
– В каких ещё фильмах вы снимались на знаменитой киностудии в Раменках?
– «Поэма о крыльях», «Нас венчали не в церкви», «Батальоны просят огня» – это всё фильмы, которые были и есть в фонде кино, слава богу. Пожалуй, всех мосфильмовских картин, где я снимался, и не перечислить. Я очень рад, что в моей жизни была эта школа советского кино. Я на этом воспитан, я застал лучшие годы «Мосфильма». И «Ленфильма», кстати, тоже. Илья Авербах, Алексей Герман, Агранович, Масленников, Мельников. Это люди, с которыми я здоровался, сидел за одним столом, мы общались. С ними я рос.
ПОСВЯЩЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ
– Александру Галибину в этом году была присуждена премия президента за вклад в развитие детского кино. Серьёзная награда.
– Честно говоря, это было неожиданно. Я думаю, есть у нас люди, которые детским кино занимаются, может, гораздо больше и серьёзнее, чем я. Но для меня это очень важная награда, которая даёт мне возможность верить в то, что я делаю это правильно.
– У вас две дочери и сын: Марии – 45, Ксении – 20, Василию – 9. Не сын ли вас сподвиг на съёмки детского кино?
– Наоборот, вдохновили мои родители. Мама, слава богу, ещё может за меня порадоваться, ей 93 года. А папы уже нет с нами. Эту премию я хотел бы посвятить им.
Они дети блокады, которые меня воспитали как надо, по-настоящему. Это поколение, которое очень многому научило моё поколение.
– А в детское кино вы как пришли?
– Первой моей картиной была «Золотая рыбка». Я в 2005 году, как увидел сценарий, понял: это то, что сегодня необходимо. Но носился я с ним 10 лет. Тогда американизация была полная, никому это кино не было нужно. Только в 2015-м снял эту картину. С этого началась моя жизнь в детском кино. Я понял, что эта линия целиком исчезла, и стал этим заниматься, с авторами разговаривать, искать темы. И так, картина за картиной, пошла моя работа. При этом я снимаюсь, играю в театре.
– В вашем фильме «Сестрёнка» красноармеец находит в разрушенной немцами украинской деревне выжившую девочку и отправляет её в родную башкирскую деревню к своей жене и сыну. Этот рассказ берёт за душу нас, взрослых. Но насколько «Сестрёнка» понятна современным детям?
– Больше 4 тыс. человек в «Артеке» проголосовали за эту картину. Дети «Сестрёнке» дали Гран-при. Это не только моя заслуга, а прежде всего Мустая Карима, который написал эту повесть – «Радость нашего дома».
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
– С какими ещё местами на западе Москвы связана ваша жизнь?
– С Фольклорным центром «Москва» на улице Барклая – я там не раз играл в антрепризных спектаклях. Также мне очень дорога наша Поклонная гора, где я участвовал во многих патриотических мероприятиях.
– Говорят, что у молодёжи нет понимания, что такое Родина. Как считаете вы?
– К сожалению, смысл слова «Родина» сейчас для многих молодых размыт. Насильно внедрить его невозможно, это может вызвать отторжение или насмешку. По мне, Родина – это понятие, которое появляется в человеке благодаря воспитанию.
Если хорошо в семье, то хорошо и в стране.
Всё нужно делать очень тонко. Я этим и занимаюсь в кино. Я убеждён, что это и есть национальная идея – воспитание юного поколения. Поэтому мероприятия, которые проводятся для молодёжи на Поклонке, так важны.