"Сотрудничество, взаимопонимание и перехват опыта друг у друга – вот это наша цель"
Спикерами пресс-конференции выступили: и.о. ректора Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Владимир Малышев; генеральный продюсер фестиваля Федор Попов; народный артист РФ, председатель жюри 1 этапа Александр Галибин и профессор Академии международных исследований Нью-Дели, член жюри международного этапа киноконкурса Рашми Дорайсвами (Индия); Народный артист России, режиссер Владимир Фокин. Темами обсуждения стала вся программа фестиваля и его участники, театральный конкурс, деятельность жюри, критерии оценки студенческих работ, благой эффект обмена опытом между студентами кинематографических школ со всего мира и значение фестиваля для укрепления международных связей. Лейтмотивом всех высказываний былапростая мысль: кинофестиваль объединяет на почве культуры то, что пытаются разъединить на почве политики. Взявший слово первым Владимир Малышев отметил, что фестиваль показал количественное развитие: в прошлом году в его рамках было прислано около 250 студенческих фильмов, сегодня – 350. Приятно, что это делается добровольно, не по принуждению – подчеркнул руководитель университета. Для участия было отобрано около 70 картин. Владимир Малышев Говоря о программе смотра, Владимир Малышев указал: ожидается участие кинематографистов примерно из 45 стран. В их числе есть и "страны-санкционеры" – США, Англия, Франция и т.д. Как хорошую тенденцию последних лет кинематографист отметил рост участия в фестивале таких "экзотических" для нас стран, как, например, Буркина-Фасо, чью делегацию принимали как раз сегодня. Кинодеятели этих государств показывают неплохой уровень создания кино. Но самым важным для фестиваля Малышев назвал общение между педагогами, которые к нам приезжают, и студентами, а также студентов из разных стран между собой. - Наш фестиваль студенческий, здесь нет желания любым путем выиграть призы – важнее посмотреть на уровень студенческого кино. Сотрудничество, взаимопонимание и перехват опыта друг у друга – вот это наша цель, - подчеркнул Малышев. – Уверен, что кто-то из создателей этих 350 лент станет всемирно известным режиссером. Владимир Малышев также обозначил, что фестивальные фильмы будут демонстрироваться примерно на трехсот площадках по стране, что означает: смотр не замыкается только в стенах учебного заведения. Кроме того, он сказал и о расширении собственно "творческого пространства" ВГИКа. У учебного заведения уже есть три филиала: в Ростове-на-Дону, Иркутске, Сергиевом Посаде. В 2025 году по поручению Президента будет открыт филиал в Хабаровске. И вот уже третий год работает филиал ВГИКа в Ташкенте. В Ростове в прошлом году Безруков набрал курс из Луганска и Донецка. Его учащиеся уже приехали на театральный конкурс фестиваля со своим спектаклем. Федор Попов начал свою речь с парадоксального утверждения: нынешний фестиваль ничем особо не отличается от предыдущих, он стабильно развивается год от года, стабильность – это его основной показатель. На протяжении 13 лет, что Попов в команде фестиваля, он наблюдает его стабильный рост. Даже во времена пандемии в студенческом кинофестивале было 40 стран-участниц. Сейчас, в условиях санкций, участвуют 58 киношкол из 46 стран, представителей всех континентов: Азии, Европы, Океании, обеих Америк. Отвечая на вопрос ведущей о содержании конкурсных картин, Попов сказал: - Из каждой страны люди привозят свои проблемы и пути решения этих проблем. Есть и общие проблемы – семейные ценности, вообще ценности, антиглобализация. Все картины, что есть у нас в конкурсе, отвечают глобальной общечеловеческой задаче продвигать какие-то ценности. Фёдор Попов Фёдор Попов считает, что эта гуманистическая составляющая очень значима: фестиваль "молодой", так как объединяет студентов, а молодежь – это будущее для любой страны и любой нации. Значение фестиваля он видит в том, что это событие собирает огромное количество студентов из разных стран и позволяет им обсуждать между собой, куда "двигать" мировой кинематограф. Попов также рассказал, что одновременно с киноконкурсом проходит театральный конкурс, на который в этом году приехали две большие зарубежные труппы – из Китая и Сербии, проект сербской школы открывает фестиваль. А также в театральном конкурсе сошлись ведущие творческие вузы Москвы: ВТУ имени Щепкина, ГИТИС, ВГИК, школа-студия МХАТ и Институт современного искусства. Параллельно с конкурсными показами будет разворачиваться внеконкурсная программа – кинопоказы, творческие встречи, мастер-классы, в которых, в частности, задействованы артисты Сергей Гармаш, Константин Хабенский и другие, в том числе их зарубежные коллеги. В довершение всего, также состоится ряд мероприятий, посвященных круглым датам этого года – столетию операторского факультета ВГИКа и 85-летию художественного факультета. Также на пресс-конференции прозвучало, что после сегодняшней церемонии открытия фестиваля будет показана картина "Ада" Станислава Светлова, а фильмом закрытия станут "Тайные влечения" Стаси Венковой. Оба фильма – многочисленные призеры других киносмотров. Первый этап фестиваля, в ходе которого отсматривались работы студентов ВГИКа, завершился в конце октября. Пять из них вошли в международный этап. Председателя жюри первого этапа Александра Галибина попросили рассказать об уровне конкурсантов и затрагиваемой ими тематике. Александр Галибин Александр Галибин ответил, что на данном этапе фестивале убедился: все фильмы, участвующие в конкурсе, сняты людьми думающими, и сняты высокохудожественно. Жюри было непросто работать, так как многие произведения были равнозначны по уровню и силе, и выбирать из них казалось нелегко. Особенное впечатление на Народного артиста России произвели короткометражки: в малой форме труднее высказаться ясно, четко и грамотно, тем не менее, молодые творцы создали ряд очень сильных работ. - Во ВГИКе ребята получают не только академическое образование, но и учатся высказываться свободно на темы, которые их волнуют. Вот это нам дорого и важно, - прокомментировал Александр Галибин. Что касается тематики, то нет одной доминирующей темы, напротив, наблюдалось раскрытие обилия проблем, которые волнуют молодежь, выполненное качественно, признался Галибин. К примеру, были социальные темы, любовь, геополитика, миграция. Главным, на взгляд экспертов, стало то, что молодые кинематографисты работали открыто, не боясь сделать что-то не так. - Это не высказывание, а диалог с человеком, сидящим в зале. Важно, что тебя услышали, и зритель, глядя на экран, сопереживает. Без этого картина не имеет никакого смысла, - считает Галибин. О том, что волнует сейчас молодых режиссеров, говорил и Владимир Фокин. В фестивале он работал с театральным конкурсом и отметил, что круг проблем, который интересует постановщиков, очень широкий. По репертуару театров и по процессу заметно, что учащиеся творческих вузов находятся на острие самых болезненных проблем бытия. Владимир Фокин - Самая большая проблема у актеров и у режиссеров – они приходят с весьма большими пробелами в подготовке и из школы, и из жизни, - рассказал Фокин о студентах. – Они выросли на американском кино и не знают ни советского, ни даже европейского кинематографа. И мы начинаем учебу с заполнения этих лакун. Традиция ВГИКа, что мастера набирают учеников по признаку человеческой близости, поэтому главный наш критерий – искренность и открытость. Наше поколение готовили так, что кино – это, прежде всего, искусство, обращенное к душе человеческой и нацеленное на формирование лучших душевных качеств. Мастера моего поколения так и передают своим ученикам: кино прежде всего искусство, только потом бизнес. Впрочем, Владимир Фокин не скрыл, что такая установка может создавать выпускникам сложности, когда они шагают за порог ВГИКа: к сожалению, "вектор интереса" в отечественном кинематографе поменялся на коммерческий. Гостье из Индии Рашми Дорайсвами задали вопрос о её личных критериях оценки работ молодых кинематографистов, а также о тематике молодых режиссеров и о том, насколько она в духе времени. Рашми Дорайсвами - Студенческие работы очень свежие, мне важно, что они делают с языком кино, как они его употребляют, как они его обновляют, какой новый стиль создают, - ответила член жюри международного этапа киноконкурса на хорошем русском языке. – Конечно, молодые режиссеры будут говорить в духе времени, о том, что их волнует. Традиционные темы тоже продолжаются – семья, любовь, работа, смерть, болезнь. На Казанском фестивале в сентябре я смотрела фильм "Ада", фильм открытия нынешнего фестиваля. Тема его обыкновенная: девушка живет в провинции. Мог бы выйти обыкновенный фильм, но фильм необыкновенный, потому что режиссер нашел свой стиль повествования – камео, монтаж, музыка великолепная. Обыкновенная тема, но необыкновенное повествование. Также Рашми Дорайсвами анонсировала свой мастер-класс в рамках фестиваля: лекцию об азиатском кино, которая представляется ей необходимой уже потому, что азиатский кинематограф очень разнообразен, но о нем в других странах мало знают. Госпожа Дорайсвами много лет изучала азиатское кино и намерена рассказать на мастер-классе о его тенденциях и стилях и о так называемом транснациональном кино. В этом ей поможет большая книга об азиатском кино, составленная из статей первого в мире профильного журнала по тематике азиатского кино. Журнал уже прекратил существование, но статьи из него опубликованы в книге. Пожелаем всем участникам, конкурсантам и экспертам 43-го Международного студенческого фестиваля ВГИК удачного завершения мероприятий, творческих успехов и оправдания самых смелых надежд и ожиданий.