Народный певец Зуфар Хайрутдинов

Смотрим телеконцерты одного из самых активных татарских композиторов

Народный певец Зуфар Хайрутдинов
© Реальное время

На официальном канале композитора и певца Зуфара Хайрутдинова выложено три видео рубежа 80—90-х. Выкладывать их он начал с помощью сына. Активный сторонник защиты авторских прав, Хайрутдинов рассказывал в интервью, что в последние годы занимается инвентаризацией своего творчества, так что, вероятно, мы получим от него немало интересного.

Мансур Гыйльми из Ленинграда

Сейчас Зуфар Хайрутдинов больше выступает экспертом по авторскому праву, будучи директором местного филиала Российского авторского общества. Благо ему есть что защищать, песни он пишет с 80-х и, как говорил в одном из интервью, не отказывает заказчикам. В реестре РАО можно найти 905 песен его авторства. Среди них — "Салкын чәй" Салавата Фатхутдинова, "Абага чәчәге" Айдара Галимова, "Авыл киче" Хании Фархи, "Су буенда учак яна" Зухры Шарифуллиной.

Когда Хайрутдинов пробовал себя в композиторстве, еще существовали худсоветы, которые решали, брать ли песню на радио или нет. То есть становиться ли ей популярной? В частности, подавая туда свою первую песню "Болгар кызына", он использовал псевдоним Мансур Гыйльми. Мансур — победитель (также как "Зуфар"), Гыйльми — по отцу, Гильмутдину. На худсовете спросили, что это за композитор такой? Хайрутдинов ответил, что он живет в Ленинграде...

Песню "Ай җаный, вай җаный" он "протащил", заявив, что она является народной (хотя музыка в ней авторская), когда ее начала исполнять Хамдуна Тимергалиева — в ее версии запись и попала в эфир.

В этой записи 1987 года Хайрутдинов, студент пятого курса консерватории и стажер театра оперы, начинает с песни "Урманнарда йөрдем". Слова к ней писала Гульшат Зайнашева, с которой композитор также сотрудничал, к примеру, в песне "Казансу". При этом здесь нет его собственных композиций, а ведущий об этой стороне его таланта ничего не говорит.

Хайрутдинов, 10-й ребенок из одиннадцати, учился в Казанском инженерно-строительном институте, где пел в хоре, работал во втором строительном тресте инженером (в этом плане его биография рифмуется с жизнью Габдельфата Сафина). Потом поступил на вокальный факультет Казанской консерватории, не имея среднего музыкального образования, подготовившись по самоучителям. Восемь лет работал в театре оперы и балета, окончательно уйдя в эстраду в 90-е, когда на месте работы закончилась система штатной оплаты труда, артистам стали выдавать деньги за конкретные партии.

Рассказывает автор

Запись 1989 года — это уже в основном другие песни и натурные студии. Начинается видео с "Сиңа гына язган хатлар" Луизы Батыркаевой и Харраса Аюпова, исполненные с ансамблем. А третья песня — это его "Болгар кызына", вдохновленная возвращающейся в годы перестройки историей, сыгранная с использованием синтезаторов и гитар.

Видео 1991 года любопытно тем, что Хайрутдинов представляет песни сам, причем по-русски, коротко рассказывая и свою биографию, поглядывая в тетрадку: "Говорят, что песню песней делает исполнитель. Но есть и другой оборот — меня народные песни сделали дипломантом Всероссийского конкурса оперных певцов. А на Всесоюзном конкурсе имени Глинки я был удостоен специального приза за лучшее исполнение народной песни". Здесь многое интересно: русские субтитры, этно-костюмы, съемка на канале в парке Урицкого, экономичные аранжировки. И то, что во всех трех записях есть "Песня лодочника" ("Ишкәкче җыры").

"То, что я сам стал композитором, наверное, результат работы над народными песнями", — резюмирует Хайрутдинов. Заметьте, что свои песни он в этом эфире не ставит.

И очевидно, что знание песенной культуры, с точки зрения автора, исполнителя, студента и простого деревенского парня, сделало Хайрутдинова таким востребованным.