Стали известны лауреаты IX Международного конкурса альтистов Viola Masters
В Филармонии-2 завершился единственный в России конкурс альтистов под руководством Юрия Башмета. За призовые места боролись 26 молодых музыкантов из Москвы, Новосибирска, Казахстана, Узбекистана, Китая и Южной Кореи, однако дипломантами и лауреатами Viola Masters стали всего 8 конкурсантов.
Их имена торжественно объявил со сцены член жюри, альтист Роман Балашов, который оценивал участников вместе со своими коллегами, выдающимися деятелями культуры из разных стран.
Помимо председателя жюри Юрия Башмета, это профессор Московской консерватории Александр Бондурянский, композитор Александр Чайковский, доцент Ташкентской консерватории Дмитрий Овчинников, доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Нурлан Сагимбаев, доцент Белорусской Академии музыки Лучия Ластовка и композитор Валерий Воронов (Германия).
После церемония награждения и вручения специальных призов публика услышала выступления обладателей трех призовых мест. В концерте приняли участие камерный ансамбль "Солисты Москвы" и оркестр "Новая Россия" под управлением Алексея Рубина и Фреди Кадена.
Юрий Башмет задумал конкурс Viola Masters еще тридцать лет назад - творческие силы маэстро, что тогда, что сейчас были направлены на поиск ярких перспективных альтистов.
И не просто участников оркестров и камерных ансамблей, а индивидуальных солистов, способных исполнить самый разный альтовый репертуар. Сначала конкурс проходил через год, потом через четыре года, и теперь, очевидно, будет проводиться через каждые пять лет: предыдущий стартовал в 2018 году, победу тогда одержала Каролина Эррера. Имя этой альтистки сейчас явно не на слуху, равно как и имена финалистов и лауреатов прошлых лет.
Фото: пресс-служба Русского концертного агентства
Впрочем, маэстро Башмет уверен, что конкурс встанет на новый виток своего существования и подарит немало открытий, а его инструмент, альт, в скором времени займет прочное место в номинациях международного конкурса имени Чайковского. Будем надеяться, ведь альт действительно незаслуженно остается в тени крупных музыкальных состязаний, широкой публики и даже композиторов, предпочитающих открывать новые исполнительские возможности, скажем, у скрипки, чем у альта.
Условия Viola Masters включали в себя отбор участников по видеозаписям и два "живых прослушивания" в Башмет-центре в присутствии членов жюри и зрителей. В первом туре конкурсанты сольно исполняли одно из трех сочинений Баха (на выбор) и обязательную пьесу современного композитора Валерия Воронова - ей стала буквально сотканная из новейшей нотации, сложных исполнительских приемов игры на альте миниатюра "Артемида".
Во втором туре судьи оценивали произведения крупной формы композитора XX века или его часть для альта соло или альта и фортепиано: на выбор предлагался Шуман и Брамс. И, наконец, третий тур включал в себя выступление с оркестром - Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром Моцарта и альтового концерта ныне живущих авторов (Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова) и композиторов XX века (среди них -Альфред Шнитке, когда-то написавший свой опус для Юрия Башмета). Таким образом, за три тура конкурсанты должны были продемонстрировать не только умение виртуозно и ярко исполнять музыку самых разных эпох, но и свое понимание стиля, художественного образа и роли альта в каждом произведении.
Как признался Александр Чайковский, жюри были поставлены в тупик - уровень участников оказался настолько высоким, что в финал было решено пропустить большее количество участников. Лауреатом 5 премии стал Чжан Кайлинь (Китай), четвертое место разделили Дария Барлыбаева (Казахстан) и Гузель Султанова (Узбекистан). "Бронзу" Viola Masters завоевали сразу три молодых музыканта: Юри Юн из Южной Кореи, легко и технично исполнившая на гала-концерте финал концерта Бартока; самый возрастной участник Илья Тарасенко, поделившийся джазовым настроением альтового концерта Александра Чайковского; ученица Юрия Башмета Антонина Попрас, сыгравшая первую и вторую части концерта Уильяма Болтона.
Второе место досталось студенту Московской консерватории Арсению Захарову, поразившему глубокой и нетривиальной интерпретацией альтового концерта Шнитке. Первую премию завоевала Любовь Лазарева - обладательница виртуозной техники и невероятно певучего звука, солистка оркестра musicAeterna (также жюри присудило ей спецприз за лучшее исполнение "Артемиды").
Специальным дипломом за лучший ансамбль судьи отметили трио Виталии Мокшиной, Матвея Соболева и Софии Складанной. Приз "Лучший иллюстратор" забрали Ксения Башмет (фортепиано), Андрей Поскробко (скрипка), Алексей Найденов (виолончель). А самая молодая участница конкурса -19-летняя Маргарита Постельняк (Узбекистан) - получила диплом "Надежда".