В Казани снимают без бюджета фильм о Салихе Сайдашеве
В главной роли — мим Марат Шайдуллин
В Казани начали снимать фильм про великого татарского композитора Салиха Сайдашева под рабочим названием "По следам Салиха...". Главную роль по результатам кастинга получил Марат Шайдуллин, мим, лауреат конкурсов по пластике и пантомиме, финалист телешоу "Минута славы". А второстепенные его роли — персонажи массовки сериала "Зулейха открывает глаза".
При чем тут "Зулейха открывает глаза"?
Режиссером фильма стал Александр Жарахин. Он живет в Лаишево, занимается карате и художественной фотографией. Работал в "Пиковой даме" артистом миманса в театре оперы и балета, снимался в массовке, в клипах, социальных роликах.
— Кинематограф в Татарстане оставляет желать лучшего в плане съемок фильмов, — говорит Жарахин. — Поскольку мы любим кино, то решили сами взяться за какую-то идею — и начать снимать.
Директор картины Джамиля Сафиуллина предложила снять фильм о Салихе Сайдашеве. Он один из первых татарских композиторов, основоположник татарской профессиональной музыки, автор "Марша Советской Армии", музыки к спектаклям "Галиябану", "На Кандре", "Голубая шаль", "Наемщик". К слову, в 2025 году его наследие перейдет в статус общественного достояния.
На прошлой неделе прошел первый съемочный день. В представленном фрагменте Сайдашев бродит по Лядскому парку, встречает местных ребятишек, записывает новую мелодию и не может попасть в родной театр на улице Горького.
Сейчас там располагается театр имени Тинчурина — шедший в различных его локациях экспериментальный спектакль "Сайдаш. Бессонница" снят с репертуара.
Фильм с ориентировочным хронометражем 18 минут снимается без бюджета творческой группой "Команда 21+". На главную роль авторы выбрали мима Марата Шайдуллина.
Консультантом картины стала Эльмира Хамитова, выпускница Набережночелнинского училища искусств и Казанской консерватории. Какое-то время она работала в музее Сайдашева.
Интересно, что у Хамитовой есть опыт в съемках — она стала в 2019-м героиней клипа группы "Хитобои", где сыграла знаменитого банковского кассира Луизу Хайруллину. Так же, как и Жарахин, она принимала участие в эпизодах сериала "Зулейха открывает глаза", где сыграла аж десять ролей, от репрессированной поселенки до секретаря-машинистки из НКВД.
"Люди, даже имеющие образование, не могут отличить творчество Сайдашева и Хакима"
— В референсы на роли мы ставили настоящие фотографии героев фильма — маму Салиха, Тинчурина, генерала Чанышева и других, — говорит Сафиуллина. — Одним из требований кастинга было внешнее сходство. Многие актеры с удовольствием писали, что они похожи, и в анкетах прикрепляли именно те фотографии, где схожесть действительно была. Некоторые путали и писали, что тоже готовы сняться в роли Сибгата Хакима. Этот факт еще раз доказывал, что люди, даже имеющие музыкальное, театральное образование, не могут отличить творчество Сайдашева и Хакима.
— Просто мы решили, что очень хотим рассказать историю Салиха, — объясняет подход Сафиуллина. — Тем более что он тоже писал свою музыку на коленке... А мы чем хуже?
— У нас созрела идея, — отмечает Жарахин. — Исторических фильмов очень много, снимают по схеме, а мы решили, что выигрышно будет сделать фильм философским, где друг на друга накладываются пласты времени. Поскольку у нас практически нет бюджета, мы снимаем с помощью своих технических средств, мы хотим совместить время 1953—1954 годов и современность.
В республике не так и много художественных фильмов, посвященных историческим персонажам. О Габдулле Тукае с ходу вспоминаются фантасмагорические картины Салавата Юзеева "121" и "Күк капусы ачылганда", при этом оба не дают биографию поэта, а помещают ее в фантастический контекст. О Рудольфе Нуриеве вольные рассказы представил Фарид Давлетшин. Редкими показами балует фильм "Җылак" Алмаза Нургалиева об актере Азгаре Шакирове. Удивительно, но при том, что в Татарстане делается много экранизаций татарской классики, развивается жанр мелодрамы, картин, которые рассказали бы биографию конкретного известного татарстанца, нет.
Ранее "Реальное время" публиковало интервью с директором музея Сайдашева Айдаром Ахмадиевым, в котором он рассказал, что здание, ремонт которого длится уже семь лет, сначала планировали открыть летом, затем церемонию перенесли на осень, но и эти сроки не выдерживаются. Сейчас предварительно заявленная новая дата — декабрь 2023-го.