Первые Первого: Всесоюзный конкурс дирижеров, 1938
Первый конкурс, первые лауреаты Первый Всесоюзный конкурс дирижеров открылся в Москве 10 сентября 1938 — почти день в день (с разницей в 85 лет) с конкурсом оперно-симфонических дирижеров в рамках IV Всероссийского музыкального конкурса. В нем участвовали 46 человек. Им предстояло пройти три тура, которым предшествовал коллоквиум. Программа выступлений на I и II турах состояла из двух репетиций и последующего исполнения пройденных сочинений. Каждое сочинение оценивалось по 15-балльной системе. Ко II туру были допущены 16 человек, к III — пять, которые после четырех репетиций выступали с концертной программой. Жюри конкурса возглавил главный дирижер Большого театра СССР, народный артист СССР Самуил Самосуд. В жюри работали выдающиеся советские музыканты: дирижеры Александр Гаук, Лев Штейнберг, Юрий Файер, Арий Пазовский, Александр Хессин; композиторы Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Узеир Гаджибеков, Исаак Дунаевский, пианисты Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз. Конкурс открыл стране и миру имена молодых дирижеров, ставших впоследствии выдающимися маэстро, многие годы возглавлявших лучшие оркестры страны. Оценивая мастерство лауреатов, немецкий дирижер Оскар Фрид (бежавший из гитлеровской Германии и в 1930-е годы работавший в СССР) писал: «Я познакомился с пятью симфоническими дирижерами; каждый из них показал своеобразие дарования, дирижерских приемов, подхода к исполняемой музыке». Лауреаты и дипломанты Евгений Мравинский (1903–1988) Первая премия Евгний Мравинский В 1924–1931 учился в Ленинградской консерватории, сначала по классу композиции, с 1927 стал заниматься на отделении дирижирования (педагоги по классу дирижирования Н.А. Малько и А.В. Гаук, по гармонии и инструментовке M.M. Чернов, по полифонии X.С. Кушнарев, по композиции В.В. Щербачев). С 1921 пианист-аккомпаниатор в Ленинградском хореографическом училище. В 1929—1931 заведующий музыкальной частью училища. В 1932–1938 дирижер Мариинского театра (с 1935 театр оперы и балета имени С.М. Кирова), в основном вел балетный репертуар. После победы на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, был назначен главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской филармонии (ныне ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии), который возглавлял 50 лет. В 1936–1937 и с 1961 преподавал в Ленинградской консерватории, с 1963 профессор. Натан Рахлин (1906–1979) Вторая премия Натан Рахин В 1923–1927 учился в Киевской консерватории по классу скрипки. В 1930 окончил Высший музыкально-драматический институт им. Н. Лысенко (класс дирижирования А.И. Орлова). Был дирижером первого симфонического оркестра радио в Харькове (1932–1934), работал в Куйбышеве (1934–1935), был инициатором создания, художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра в Сталинской филармонии (ныне Донецкая филармония) (1935–1937). В 1937–1941 и 1946–1962 — главный дирижер Государственного симфонического оркестра Украинской ССР в Киеве. В 1941–1945 — главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра СССР. В 1957–1960— художественный руководитель Симфонического оркестра Московской филармонии. В 1966 по приглашению Н.Г. Жиганова стал главным дирижером и художественным руководителем только что созданного Государственного симфонического оркестра Татарской АССР. В 1938–1966 годах (с перерывом) преподавал в Киевской консерватории (с 1946 — профессор). В 1967–1979 годах — профессор Казанской консерватории. Александр Мелик-Пашаев (1905–1964) Вторая премия Александр МеликПашаев С 1921 был пианистом-концертмейстером Тбилисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени З.П. Палиашвили). В 1923–1931 — дирижер этого театра. В 1930 окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования А.В. Гаука. Теоретические дисциплины проходил у X.С. Кушнарева и В. В. Щербачева. С 1931 дирижер, в 1953—1962 главный дирижер Большого театра СССР. В 1933–1934 — музыкальный руководитель Оперной студии при Московской консерватории. Константин Иванов (1907–1984) Третья премия Константин Иванов 1924 служил в армии в Тифлисе и занимался в Тифлисской консерватории. С 1927 учился в Пятом государственном музыкальном техникуме имени А. Скрябина (ныне музыкальное училище при Московской консерватории), где занимался под руководством А.В. Александрова (композиция) и С.Н. Василенко (инструментовка). В 1929 поступил на военно-капельмейстерские курсы при Московской консерватории, позднее переведен на дирижерский факультет консерватории (класс симфонического дирижирования К.С. Сараджева и Л.М. Гинзбурга), который окончил в 1937. В 1935֪–1937 — дирижер оркестра Центрального театра Красной Армии. В 1937–1938 ассистент дирижера Оперной студии Московской консерватории. После Всесоюзного конкурса дирижеров был принят стажером в Государственный симфонический оркестр СССР. В 1939–1941 работал в Оперной студии-театре К.С. Станиславского и Музыкальном театре Вл.И. Немировича-Данченко (ныне МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), где был единый оркестр, сопровождавший спектакли обоих театров. В 1941–1946 работал в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского). С 1946 по 1965 ― главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра СССР. Марк Паверман (1907–1993) Четвертая премия Марк Паверман Окончил Одсскую консерваторию по композиции у В.А. Золотарева. В 1930 окончил Московскую консерваторию, где его наставником по дирижированию был Константин Сараджев. В 1930–1934 Паверман работал в различных московских оркестрах. В 1934 он организовал в Свердловске оркестр радиокомитета, в 1936 преобразованный в Симфонический оркестр Свердловской филармонии, и руководил им до 1970 (с перерывом в 1938–1941, когда он работал с симфоническим оркестром Ростова-на-Дону). Паверман был выдающимся педагогом, профессором Уральской консерватории. В числе его воспитанников — Вольф Горелик, Евгений Колобов, Александр Самуил, Гаррий Оганезов, Валерий Платонов, Нариман Чунихин, Вячеслав Чистяков, Андрей Дашунин, Анатолий Чепурной, Энхэ… Карл Элиасберг (1907–1978) Дипломант Карл Элиасберг В 15 лет поступл в Ленинградскую консерваторию, обучался 7 лет по классу скрипки у профессора Коргуева, ученика Леопольда Ауэра, параллельно обучался дирижированию. Окончил Ленинградскую консерваторию по специальности «скрипка» в 1929 году. С 1929 по 1931 год работал в Театре музыкальной комедии, в 1937—1950 — главный дирижер Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. Носил звание «лейтенант административной службы». В годы блокады оркестр Ленинградского радиокомитета выступал по радио и дал более 400 концертов. 9 августа 1942 под управлением Элиасберга состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. После войны Элиасберг продолжил дирижерскую карьеру, в 1954–1957 возглавлял оркестр Ленинградской филармонии (так с 1953 года назывался бывший Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета), работал как гастролер в оркестрах городов СССР. Кирилл Кондрашин (1914–1981) Дипломант Кирилл Кондрашин В 1931 поступил в Мсковскую консерваторию в класс оперно-симфонического дирижирования к Б.Э. Хайкину. В студенческие годы играл на ударных инструментах в оркестре Музыкального театра имени Немировича-Данченко (ныне МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); здесь же в 1934 впервые встал за пульт, продирижировав опереттой Р. Планкета «Корневильские колокола». Окончив консерваторию в 1936, стал дирижером Малого театра оперы и балета в Ленинграде. В 1943 получил приглашение в Большой театр. Со второй половины 1940-х годов начал выступать также как симфонический дирижер. В 1950–1953 и в 1972–1978 преподавал в Московской консерватории. Покинув Большой театр в 1956 году, далее выступал исключительно как симфонический дирижер. В 1958 году на Первом Конкурсе имени Чайковского с оркестром под управлением Кондрашина на третьем туре и на гала-концерте играл Ван Клиберн. В том же году он впервые посетил с гастролями США и Великобританию. В 1960–1975 возглавлял симфонический (с 1972 Академический симфонический) оркестр Московской филармонии. Председатель жюри Второго (1966) и Третьего (1971) Всесоюзных конкурсов дирижеров. Михаил Жуков (1901–1960) Дипломант В 1918 окончил Народную хоровую капеллу (класс Н.С. Голованова). В 1928–1932 и 1935–1941 — дирижер МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (с 1939 главный дирижер). В 1944–1946 дирижер Московского театра оперетты. С 1946 дирижер, с 1948 главный дирижер ГАТОБ Латвийской ССР. В 1951–1957 дирижер Большого театра СССР. Конкурсы 1966–1988 Второй Всесоюзный конкурс дирижеров прошел почти через 30 лет, в 1966 в Москве. Список его лауреатов можно расценивать как энциклопедию отечественного дирижерского искусства второй половины ХХ – начала XXI века: I премия — Юрий Темирканов, II премия — Даниил Тюлин, III премия — Фуат Мансуров, IV премия — Александр Дмитриев. V премия — Максим Шостакович, VI премия — Юрий Симонов. Дипломанты — Владимир Кожухарь, Джансуг Кахидзе, Юрий Ефимов, Александр Гуляницкий. Вспоминает Юрий Симонов (в 1970–1985 главный дирижер Большого театра СССР, с 1998 — художественный руководитель и главный дирижер АСО Московской филармонии). «Поскольку 1-й Всесоюзный конкурс состоялся в предвоенные годы, 2-й был организован с особым размахом. Обращает внимание исключительный по продолжительности период времени, отпущенный на это музыкальное событие: с 26 ноября по 18 декабря 1966, т.е. 23 дня — больше трех недель! Сегодня — 8 дней. Место проведения конкурса — Большой зал Московской Государственной консерватории. Конкурс обслуживали три лучших оркестра страны: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения, Государственный симфонический оркестр СССР и Симфонический оркестр Московской филармонии. Родившиеся после 1980 года вряд ли смогут понять чувства особой гордости и ответственности, которые испытывали мы, 48 молодых дирижеров, делегированные дирижерскими кафедрами городов и республик страны. На конкурсе нас слушали и оценивали десять знаменитых в то время дирижеров: (по алфавиту) Вигнер Л.Э., Гинзбург Л.М., Димитриади О.А., Кондрашин К.П., Малунцян М.М., Паверман М.И., Рабинович Н.С., Тольба В.С., Хайкин Б.Э., Элиасберг К.И., а также тринадцать крупных деятелей советской музыкальной культуры: Баланчивадзе А.М., Башкиров Д.А., Глезер Р.В., Дварионас Б.Д., Жук И.А., Караев К.А., Книппер Л.К., Коконин В.М., Лятошинский Б.Н., Сокольский М.М., Териан М.Н., Федоровцев С.В. и Шпильберг К.А. Такую многочисленную конкурсную комиссию (23 члена жюри!) я больше нигде и никогда не встречал. Без преувеличения можно сказать, что в те годы судьба дирижера, ставшего лауреатом Всесоюзного конкурса, решалась на годы вперед! Один из моих педагогов — Е.А. Мравинский именно в результате получения 1-й премии на 1-м Всесоюзном конкурсе (1938) был назначен Главным дирижером Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, который затем возглавлял в течение полувека, вплоть до конца своей жизни (1988). Проходивший под председательством К.П. Кондрашина, 2-й Всесоюзный конкурс дирижеров в качестве итога своей работы представил на суд культурной общественности страны сразу десять дирижеров, то есть, шесть лауреатов и четыре дипломанта <…> Меня в данном случае можно не жалеть, поскольку для студента 3-го курса консерватории шестой премии вполне достаточно. К тому же мне сразу было предложено место главного дирижера Кисловодской филармонии, а через два года я получил 1-ю премию в Риме со всеми вытекающими последствиями: назначением дирижером Большого театра, а через пять месяцев — главным дирижером ГАБТ СССР» («МО», 2020, № 10). В Москве прошли и остальные Всесоюзные конкурсы. Их лауреатами становились: III конкурс, 1971 — Александр Лазарев (I премия), Вольдемар Нельсон (II премия). IV конкурс, 1976 — Валерий Гергиев, Валентин Кожин (II премия), Михаил Кукушкин (III премия), Тимур Мынбаев (IV премия). V конкурс, 1983 — Игорь Головчин, Равиль Мартынов, Гинтарас Ринкявичус (II премия), Александр Говоров (III премия). VI конкурс, 1988 — Александр Поляничко (I премия), Александр Полищук, Рашид Скуратов (III премия). С распадом СССР завершилась история всесоюзных музыкальных конкурсов. Новая история В 2010 был учрежден Всероссийский музыкальный конкурс. За прошедшие годы состоялось четыре конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». И лишь однажды была присуждена первая премия: в 2011, на I конкурсе, ее удостоился Димитрис Ботинис. Лауреаты Всероссийского музыкального конкурса: I конкурс, Москва, 2011 — Димитрис Ботинис (I премия), Михаил Леонтьев (II премия), Станислав Кочановский (III премия). II конкурс, Москва, 2015 — Валентин Урюпин (II премия), Алексей Рубин, Тимур Зангиев (III премия). III конкурс, Москва, 2019 — Никита Сорокин, Николай Цинман (II премия), Андрей Колясников, Хетаг Тедеев (III премия). IV конкурс, Красноярск, 2023 — Андрей Колясников (II премия), Кирилл Кочетков, Анатолий Семенов (III премия), Сергей Шебалин (IV премия). Председатель жюри всех конкурсов — народный артист СССР Юрий Симонов. Следующий, V Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» пройдет в 2027. «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ
Запись Первые Первого: Всесоюзный конкурс дирижеров, 1938 впервые появилась Музыкальное обозрение.