Пробившие дно
В постановочную команду Виктора Стрельченко вошли: автор музыки Азат Марабян, художник Александр Дубровин, художник по костюмам Наталья Агарёва, балетмейстер Марина Макарова. Написанная в 1902 году пьеса "На дне" Максима Горького в постановке В.И. Немировича-Данченко и К.С. Станиславского пережила свой первый триумф на сцене Московского художественного театра и затем прошествовала по многим театрам мира. Эта известнейшая драматургия Горького с богатой сценической историей - материал для современного театра архисложный, как для постановщиков, так и для зрителей. Показанный автором мир опустившихся людей, обитателей ночлежки, у которых нищета, страдания и безысходность разрушают человеческое начало, спустя более века не вписывается в представления о нём ныне живущих. Сложные мысли пролетарского писателя о Боге, вложенные в уста персонажей, порой, очень далеки от нас. Режиссёр-постановщик Виктор Стрельченко. Фото из личного архива По этим причинам донести глубину авторского замысла до зрителя крайне непросто. Режиссёр-постановщик Виктор Стрельченко сумел сценически омолодить произведение Горького, мастерски завуалировав назидательно морализаторскую сторону авторского текста. Сознательно сместившиеся смысловые акценты позволили растворить прямолинейность суждений писателя, приблизив их к пониманию сегодняшнего зрителя. На свежесть восприятия пьесы положительно повлияло режиссёрское решение сделать купюры в оригинале, удалив длинноты повествования. Продолжительная по времени пьеса предстала в новой сценической версии в одном акте длиной менее двух часов. Сюжетная линия не пострадала, драматургическая цельность спектакля была выдержана. Способен ли венец творения - Человек - изменить свою жизнь, осуществима ли его мучительная мечта о достойном существовании без веры? По словам режиссёра главная идея новой постановки - жить без веры в Бога, неважно в какого, невозможно. Христианская этика в пьесе заложена в образе странника Луки. Горький во многом отталкивается от этой точки зрения. Персонажи проживают свои коллизии в мире разрушающейся веры в Бога и в себя. Потерявшие надежду в беспросветном существовании, они ищут точки опоры, опускаясь ниже и ниже, пробивая дно. Большой деревянный помост во всю сцену, круто поднятый на заднике, спускается вниз к зрительному залу. Из-под него всё время сквозь щели просачивается дым с проблесками красного света. Постоянные разговоры обитателей ночлежки о пути в рай и ад наводят на мысль о чистилище. Окрывающийся люк, в котором периодически исчезали жалкие отбросы человеческого общества в момент их греховных мыслей и действий, подтверждал эту аллюзию. Наверх по дощатому помосту пытались карабкаться все участники описываемых событий, символически изображая порыв изменить свою жизнь, вытащить себя со дна. Но все они неизменно скатывались вниз либо падали с верхней точки декорации за сцену. Режиссёр точно распределил роли среди актёрского состава. Создавая характер своего персонажа, каждый артист был на своём месте. Исполнительский ансамбль порадовал сыгранностью и чутким взаимодействием партнёров в мизансценах. Все уверенно выполняли режиссёрские задумки, выказывая достойную драматическую игру. Мрачность и эмоциональная подавленность, преобладавшие в общей тональности сценического повествования, всё же были разбавлены светлыми красками. Любовь, сопереживание, сердечность, даже своеобразный юмор присутствовали в палитре чувств, которые транслировались зрителю. Электронное звучание авторской музыки Азата Марабяна весьма уместно рифмовалось с происходящим на сцене. Музыкальное сопровождение вписывалось в настроение эпизодов, не противоречило эпохе. К ней отсылала гармонь в руках картузника Бубнова, часто застывавшая длинным звуком беспросветности. В финале спектакля с колосников спустился большой церковный канделябр, криво накрыв отверстие в помосте. "Покосившаяся" вера уже никак не могла утешить опустившихся безбожников, отупевших от жалкого существования. Центральный персонаж пьесы Константин Сатин говорит свой завершающий монолог с горьковской крылатой фразой: Человек - это звучит гордо. Исполнитель Алексей Яблонский создал разительный контраст смысла произносимого текста и поведения законченного пьяницы. В спектакле принял участие юный артист Марат Казанцев, сын Максима Казанцева, исполнившего роль Актёра. Подросток запоминающе сыграл Алёшку-сапожника. Новомосковский филиал Тульского Театра драмы продемонстрировал серьёзную новую работу. Команда оживила хрестоматийную пьесу, сделав её привлекательной для зрителя.