Сухоруков на своем вечере в Петербурге рассказал о роли Зайчика в детсаду, дружбе с Балабановым и Бодровым
В Петербурге прошел творческий вечер народного артиста России Виктора Сухорукова. Назван он "Счастливые дни".
"Аврора", любимый кинотеатр актера, проводил вечер уже в третий раз. И снова аншлаг в большом зале. Любят Сухорукова!
С этим кинотеатром на Невском проспекте актера связывает более чем 20-летняя дружба. Вот и в эти ноябрьские дни в честь дня рождения любимого артиста (простого, не юбилейного!) "Аврора" провела ретроспективу фильмов Алексея Балабанова с его участием: "Счастливые дни", "Про уродов и людей","Брат", "Брат-2", "Жмурки".
"Авторское представление" - так назвал свой вечер сам актер. "Это настоящий моноспектакль. Прекрасный!" - так оценили зрители.
Интереснейшая история жизни артиста в воспоминаниях. Монологи о призвании, мечтах, любви и благодарности людям. Столько десятилетий прошло, а он сохранил фотографии с автографами выдающихся актеров, режиссеров. Хорошие слова, добрые пожелания Гафта, Меньшикова, Говорухина…Черно-белые фотографии - из ХХ века - Любшина, Балабанова, Фоменко, Камбуровой… Сохранил и телеграммы, справки - ценнейшие свидетельства его жизни. И диплом ГИТИСа, полученный в 1978 году, подписанный народной артисткой СССР Ниной Сазоновой. Подаренный Сергеем Бодровым в 1999 году в Чикаго джемпер…
Юрий Стоянов и Виктор Сухоруков на съемках фильма Дмитрия Светозарова "Пять процентов" Фото: Киностудия АСДС
Мечта
Рассказ Сухоруков начал с детства: четыре года, детский садик, первый образ - Зайчик на новогоднем утреннике.
- Помню, воспитательница смеялась: "Ой, Сухоруков, ну, артист!"
На фото - родители. Барак, в котором вырос, в Орехово-Зуево, в ста километрах от Москвы.
- Мечта!.. Была она и у меня. "Мама, как я хочу быть актером!" - "Ишь, чего выдумал! Посмотри на себя в зеркало! Какой из тебя артист? Лопоухий. Это не наш мир, там разврат. Никаких артистов, на фабрику! Будешь наладчиком машин, женишься, семья, внуки… Отец, чего ты молчишь?" Отец сидел и читал газету, не реагировал. Но его спина говорила мне: "Иди, Витька, догоняй свою мечту, не слушай мать. Ничего не бойся".
И однажды я наряжу в чистую рубашку свою мечту, затолкаю в электричку и поеду в Москву поступать в театральный вуз. Чтобы быть актером… С краю стола сидел полуседой мужчина (было понятно, что он набирает курс), ему не понравилось мое поведение, и он высокомерно, презрительно оглядел меня с ног до головы и воскликнул: "Вы никогда не будете актером!"
Я хотел пойти в армию. Тогда говорили: в армии не служил - не мужик! Хитрый, я пошел в художественную самодеятельность. Понимал: буду читать солдатам, и то, что им понравится, обязательно принесу в театральный при поступлении. Вернувшись из армии, я тихо, никому не говоря, стану готовиться в театральный.
И вот ГИТИС имени Луначарского… Поступил на актерский факультет! Чудо чудное!
Любшин
- В 1968 году на экраны Советского Союза вышла четырехсерийная картина Владимира Басова "Щит и меч". Шедевр! Посмотрите, если не видели. В главной роли - Станислав Любшин.
И была творческая встреча с этим грандиозным актером в Орехово-Зуеве. Он рассказывал, как работал над ролью разведчика Александра Белова, он же - Иоганн Вайс. После встречи кинулись к нему брать автографы - на чем попало. А я же оригинал, кричу: "А вы можете дать мне свою фотографию?" И он говорит: "У меня с собой нет, но если ты оставишь мне адрес - я тебе пришлю". Я рву кусочек от пачки "Беломорканала", пишу свой адрес, засовываю ему в боковой кармашек… Проходит десять дней, и почтальон приносит в мой барак письмо от Любшина с фотографией! Кадр из фильма "Щит и меч", финальная сцена. А на обратной стороне написано: "Витя, я выполняю свое обещание. Всего тебе лучшего! Слава Любшин".
Пройдет целая жизнь, и Рудик Фурманов, создатель Театра имени Андрея Миронова, приглашает меня в Петербург на вручение премии имени Андрея Миронова. За какие-то мои таланты. Получаю статуэтку Ломоносовского фарфорового завода - Миронов в роли Фигаро. И вдруг вижу в окружении победителей, гостей - он, Станислав Любшин! Рудольф вручал ему такую же статуэтку - за его достоинство, честь. И я закричал: "Станислав, это я, Витя Сухоруков!" - "Я знаю". - "А помните, вы были у нас в Орехово-Зуеве?!" - "Конечно, помню". - "И вы мне прислали…" - "Прислал…". Мы обнялись и чокнулись статуэтками, как бокалами с шампанским. Он, огромный артист Любшин, и я, тоже немножко талантливый, уже постаревший народный артист Российской Федерации, имеющий три настоящих ордена и бронзовый памятник на улице Ленина в Орехово-Зуеве…
Фоменко
- Великий режиссер нашего времени Петр Фоменко. Гений, божество. Это он подарил мне Ленинград, когда его назначили главным режиссером Театра Комедии. Всякое было - не поняли, не приняли, не согласились…И я его помучил - потому что молодой был. А он пригласил меня, со студенческой скамьи, на роль старика Егорыча в спектакле "Добро. Ладно. Хорошо" по повестям Василия Белова.
Мамин - крестный отец в кинематографе
- Не могу не поклониться Юрию Мамину - он мой крестный в кинематографе.
Я уже актер, играю в театре, а кина нет. Пригласили на эпизодик и то - забыли на площадке…В Ленинграде, на "Ленфильме". И тогда я решил: не хотите Сухорукова в кинематографе - черт с вами. Честь имею. И вдруг звонок - Володя Студенников, я работал с ним в театре, потом он ушел на киностудию: "Слушай, мы с Маминым запускаем картину "Бакенбарды". Приходи, будем пробовать тебя на главную роль". - "Ой, отстань от меня, не надо мне вашего кино". - "Не валяй дурака! Мамин уже знает про тебя". Ладно, решил сделать одолжение Студенникову и пошел на киностудию. Мамин - в тот момент молодой, азартный, хулиган, озорник: "Вы кого мне привели? Что за урод?" - начинает меня позорить. Я потерпел, потерпел, поворачиваюсь к Студенникову: "Ты чего творишь? Я же просил тебя - не трогайте меня…" - "Ты погоди… Юра, он такой талантливый!" И тогда Мамин сделал одолжение своим друзьям и устроил мне кинопробы. Смотрим видео, и я говорю - тихо, спокойно, достойно: "Вы как хотите, а я собой доволен". И полетел на гастроли в Алма-Ату. А за мной летит телеграмма: я утвержден на главную роль в фильме "Бакенбарды". И будет премьера, праздник, июль 1990 года, и Юра Мамин оставит мне автограф - боже мой, какой автограф!
Балабанов
- Если бы я не сделал одолжение Студенникову и не приехал на "Ленфильм", не снялся в этой картине, а потом - в один из дней своей жизни - не шел по киностудии, я бы никогда, быть не может, не встретился с нашим гениальным современником Алексеем Балабановым. И будут пробы, и он подарит мне "Счастливые дни"! Главную роль безымянного, странного человека. Фильм будет признан в Каннах. Уникальный режиссер, к которому я привязался. Он мучил меня, я страдал, но настолько полюбил его, что не хотел делиться им ни с кем. Только мой! И мы отработали шесть картин.
И затикают часики…Мы перестали вместе работать. Но за месяц до смерти Леша позвонит мне и скажет: "Витенька, и все-таки мы с тобой родные люди, правда?"
Вместе с Лешей Балабановым авторствовал, отцовствовал - на картинах "Счастливые дни", "Брат", "Брат-2", "Про уродов и людей" - наш гениальный ленинградский-петербургский оператор Сергей Астахов. Вот наша совместная фотография, сделанная на территории Петропавловской крепости во время обеденного перерыва на съемках. И их ладони на моих плечах стали погонами моей славы.
Сережа Бодров
- Если бы не Балабанов, я бы никогда не встретился с нашим национальным киногероем Сережей Бодровым. Спрашивают, каким он парнем был. Он был с нами. Наш!
Фото: Пресс-служба кинотеатра "Аврора"
В 1999 году снимали фильм "Брат-2" в Чикаго. Мне так понравилась Америка! "Ну что, Витюша, пойдем гулять?" - говорит мне Сережа. Гуляем. Зашли в огромный многоэтажный магазин. Я замер - разглядываю джемпер. Сережка терпеливо стоит, смотрит и спрашивает: "Нравится?" - "Нравится!" Но бросаю - и пошли дальше. Это было в конце октября. А 10 ноября, в мой день рождения, вдруг: "Витюша, с днем рождения!" Он дарит мне этот джемпер! Не забыл. Я даже не заметил, как, когда он это сделал - купил, спрятал…
И мы сидели за столом. Он пил пиво с лимончиком, а я - чай с молоком. Он рассказывал про себя, о своих мечтах. "Витюша, если я стану режиссером, ты будешь у меня сниматься?" - "Только позови!" Не позвал… Я обиделся, а потом понял: чего ты обижаешься, лысый черт? Это его время, у него свое поколение, свой парад, свой путь, своя эстетика…
А потом он пригласил меня в японский ресторан на маленький семейный банкет в связи с выходом на экраны его первой режиссерской работы "Сестры". И я надел этот джемпер. Вот он (показывает зрителям - привез в Петербург! - прим. "РГ").
Меньшиков
- Какие бывают чудеса! Не знаешь, где упадешь, где поднимешься, где найдешь, а где потеряешь… В жизни каждого из нас были колокольчики, сигналы. Перемены участи.
Не сложились у меня отношения в ленинградском театре. И я уезжаю в Орехово-Зуево. Бунтуя и размышляя. Варю щи. Звонок телефона: "Здравствуй, Виктор, это Олег Меньшиков". Кто? Мне, в Орехово-Зуево, сам Меньшиков?! Бросаю трубку. Не верю! А-аа, это меня разыгрывают питерские, паразиты! Снова звонит: "Я услышал, что ты из театра ушел. Слушай, давай приезжай в Москву, поговорим". Наряжаюсь, еду. "А давай сделаем спектакль "Игроки"?" - "Давай! Олег, а можно с тобой сфотографироваться?" И мы сфотографировались. И я просуществую в его театральной компании 11 лет. У нас будет прекрасная работа, мы объездим с "Игроками" весь мир.
"Какой же он царь?"
- И вдруг я - царь! Фильм "Бедный, бедный Павел" нашего гениального режиссера Виталия Мельникова. "Да вы что? Какой же он царь? Бритоголовый, уголовников играет…" И вот - боже мой, меня приглашают на пробы самого императора! Начитался литературы. Изображаю из себя сумасшедшего. Разговариваю по-французски. Пыхчу, дымлю, дым коромыслом… Мельников весь красный, 40 минут я его сотрясаю. Пауза. И вдруг он говорит: "Ну что, будем считать, что Павел у нас есть". А могли ведь увидеть Константина Райкина, Игоря Скляра…
И приехал на киностудию народный артист СССР элегантный Олег Янковский. Виталий Вячеславович говорит ему: "Олег Иванович, понимаете, как я рискую - решил попробовать на роль Павла Первого Сухорукова. Знаете такого актера?" - "Знаю. Выбор неплохой".
И будет премьера. И нас, гениального ленинградского композитора Андрея Петрова, народного артиста СССР Олега Янковского, уникального режиссера Виталия Мельникова и Витю Сухорукова, посадят в золоченую карету, запряженную лошадьми, и повезут от Александро-Невской Лавры по Невскому проспекту под арку кинотеатра "Аврора"…И на банкете Олег Янковский скажет мне: "Запомните, Сухоруков, это шанс, другого не будет". Я не понимал, о каком шансе он говорит мне…
А потом меня, орехово-зуевского пацана, пригласили в театр на роль царя Федора Иоанновича. Судьба!
Говорухин
- И понеслось! Народный артист, общественный деятель Станислав Говорухин вдруг предлагает мне роль генерала Дроздова, директора металлургического завода, в фильме "Не хлебом единым…" по произведению Дудинцева. Я так хотел сыграть эту роль!
Я сыграл в пяти картинах Говорухина, мы станем друзьями. Какие хорошие роли он даст мне, как облагородит меня… Он был прекрасным собеседником. Какими матерными словами ругал меня за то, что я мало читаю…
Три города
- Я дитя трех городов: Орехово-Зуево, Москва и Санкт-Петербург. Страна моя - Россия. Родина - Орехово-Зуево. Именно в Петербурге я вдруг сочинился заново. А потом поехал в другую жизнь - третью. Как много интересного происходит с человеком!
Я дитя людей: внимательных и не очень, добрых, злых, завистливых, благодарных…Мы очень связаны друг с другом. Но не всегда это замечаем. Бог приходит к нам в обличье людей. Но мы этого не осознаем. Мы равнодушны, спокойны, суетны…
Тем временем
Сейчас Виктор Сухоруков снимается в сериале "Последний богатырь. Наследие" Антона Маслова (роль - вождь племени чуди).