Войти в почту

Ноты и квоты: композиторов переводят на госзаказ

Союз композиторов России может стать единым оператором поддержки профессиональных сочинителей музыкальных произведений. Авторов обещают обеспечить творческими заказами, поддержать сферу звукозаписи и продвигать современную музыку в СМИ. Такие положения содержит разработанный Минкультуры проект постановления кабмина, который проходит общественное обсуждение. «Парламентская газета» узнала, какую музыку собирается заказывать государство.

Ноты и квоты: композиторов переводят на госзаказ
© Парламентская газета

Нужно вернуть систему

В России, по данным Минкульта, 165 филармоний и концертных организаций, в которых трудятся 495 профессиональных творческих коллективов, в их состав входят больше 25 тысяч исполнителей. Самодеятельных коллективов в стране — 168 тысяч, они выступают на сценах городских, районных и сельских домов культуры, которых больше 41 тысячи.

Чтобы расширить творческий потенциал артистов, нужно, чтобы отечественные композиторы писали больше музыки, считают в культурном ведомстве. Там констатировали, что системной поддержки авторов сейчас нет: утрачен советский институт централизованного госзаказа на написание новых музыкальных произведений, композиторам не выделяют ни президентских, ни правительственных грантов.

Чтобы исправить ситуацию, Минкульт предложил назначить Союз композиторов России единым оператором поддержки. Организация будет получать ежегодную субсидию, которую сможет тратить на проведение мероприятий, оплату труда композиторов, поддержку творческих проектов, а также на продвижение, рекламу, издательскую деятельность и звукозапись.

Постановление кабмина должно вступить в силу 1 января 2024 года.

Госзаказ — это не страшно

Поддержка творческим людям была нужна во все времена, и сейчас Россия постепенно восстанавливает растерянные в девяностые годы лучшие советские институты и практики, в том числе связанные с госзаказом, сказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. «Ничего плохого и страшного в госзаказе нет, — объяснила депутат. — Государство вправе и, более того, должно заказывать необходимые произведения художникам, композиторам, режиссерам. Только делать это нужно по понятным критериям и не тайным экспертам, а конкретным уважаемым всеми людям».

Приветствовали инициативу Минкульта и в Общественной палате РФ. Ее член музыкант Петр Лундстрем уверен: советскую систему госзаказа без труда можно адаптировать под современные реалии. Написанные в СССР по заказу песни очень часто становились народными и любимыми, многие из них перешли в разряд классики.

В Союзе композиторов России «Парламентской газете» рассказали, что давно просили Минкульт о системной поддержке авторов. Особенно остро вопрос встал во время пандемии: отчисления за исполнение прекратились, заказов почти не стало. Но и с окончанием локдауна проблемы не ушли, поэтому с 2021 года организация при поддержке государства запустила программу «Ноты и квоты». Солисты, музыкальные коллективы, филармонии или театры заказывали композитору новое сочинение, а союз выплачивал за него гонорар. В первый год в программе было 12 победителей, а летом 2023-го поддержку получили 25 новых сочинений. Но этого, конечно, недостаточно — в Союзе композиторов состоят больше полутора тысяч авторов и музыковедов.

Как прожить без роялти

В прошлом году в России утвердили профессиональный стандарт композитора. Чтобы ему соответствовать, нужно иметь высшее образование, гарантирующее навыки мелодического и ритмического оформления оригинального произведения. Автор должен уметь подбирать исполнительский состав, а в случае творческих разногласий быть способным доработать произведение до приемлемых кондиций. Появление профстандарта позволило концертным организациям и театрам открывать штатные должности композитора, объяснили в союзе, то есть это уже стало своего рода поддержкой. До этого филармонии оформляли авторов в качестве музыкальных редакторов, кураторов и кого угодно еще в меру фантазии кадровиков.

Говорить о фиксированных композиторских ставках вряд ли приходится. Самые обеспеченные в профессии — это, пожалуй, авторы музыки к кино и сериалам, рассказал «Парламентской газете» член Союза композиторов России Алексей Сергунин. Правда, эта сфера, по его мнению, весьма однообразна — больших саундтреков к фильмам, которые бы смогли зажить своей жизнью после премьеры, сейчас почти не создают. «Число и качество в искусстве — разные категории, а современные менеджеры считают, что если им удалось запустить популярный проект, то они в очередной раз помогли искусству. Спешу заверить, это не так», — отметил композитор.

Создание музыки для театра — дело менее прибыльное, но и оно способно прокормить автора. Здесь, правда, загвоздка в другом: композитор получает не роялти, как в кино, а лишь единовременный гонорар. А времени работа для театра занимает прилично, заметил Сергунин.

Хорошо, когда у композитора есть постоянный коллектив, для которого он пишет музыку. Хуже обстоят дела у авторов, которые сотрудничают с филармоническими залами. Особенно если речь идет о регионах России. Поэтому важно, чтобы субсидии от Минкульта дошли и в самые отдаленные уголки страны, заключил Алексей Сергунин.