"Мертвые души" на сцене "Красного факела"
Белые воланчики падают, выпадают кучей, словно фрагменты бесконечного пазла, из которого создается картина такой разной и бескрайней страны. Страны вне времени и пространства. В ней переплетаются прошлое и настоящее, реальность и мистика, классический текст, интернет-мемы и "пасхалки". Здесь по уходящей в вечность дороге несется та самая птица- тройка, которую все мы своим коллективным бессознательным помним со школьных времен. "Мертвые души" стали первой премьерой Андрея Прикотенко в качестве главного режиссера "Красного факела". Решение о постановке было принято на одной из первых встреч режиссера и труппы театра, так что, можно сказать, было коллективным. И воплощение получилось "многонаселенным". 26 человек постоянно на сцене: сопровождают путешествие Чичикова, наблюдают его попытки прикупить мертвые души, поют "Дубинушку" и рассуждают о судьбах России, спорят и сплетничают… Фото Василия Вагина. Художник Ольга Шаишмелашвили создала удивительное пространство, в котором отсутствие декораций воспринимается декорацией. Оно заполняется музыкой Николая Попова и Максима Мисютина и насыщается светом (художник по свету Константин Бинкин). И в этом странном пространстве – иррациональном мире, где огромные черные лампы – почти персонажи, как и мертвые души, живут и действуют не менее странные, непредсказуемые герои, похожие на своих прототипов, как отражения в комнате смеха. Мечтатель Манилов (Павел Поляков) здесь – не просто идеалист, а истинный радетель за судьбы Отечества. Кажется – еще немножко, и возьмет он в руки тот самый автомат из "Терминатора", а его жена (Дарья Емельянова) встанет за плечом и будет подавать патроны. Но в результате подает только чай, поит из чайной ложечки. Плюшкин. Фото Василия Вагина. Плюшкин (заслуженный артист России Владимир Лемешонок) – щегольски одетый Лидер Общественного Мнения, собирающий вместо старых тряпок старых поклонниц. Настасья Ивановна Коробочка (Ирина Кривонос), позиционирующая себя Настасьей Филипповной. Ноздрев ( Константин Телегин ) живущий наотмашь, без границ. Если проигрываться – то до трусов, если дружить – до самозабвения, если врать – то до абсурда… Коробочка. Фото Василия Вагина. В этом удивительно густонаселенном спектакле нет проходных ролей, будь то кучер Селифан (Денис Ганин) или жена председателя Анна Григорьевна (заслуженная артистка России Елена Жданова). Здесь в каждом эпизоде столько смыслов, что хочется перебирать, как четки, пересматривать и анализировать. Соотносить с текстом поэмы и современными фильмами, отыскивая те вешки, которые выведут к дороге. По которой под классический перестук ложек мчится тройка, и Чичиков (блестящая работа Андрея Яковлева) торгуется и выпрашивает, спорит и заигрывает, мимикрируя под ожидания каждого персонажа. Обещая то, что каждый хочет услышать, получить, понять. Его появление и необычность просьбы меняет привычную картинку уездной жизни. Смешивает реальность и мистическое пространство, заставляя проявляться скрытое от глаз. Сплетая времена и смыслы. Заставляет верить в нечто грандиозное, которое непременно должно вот-вот случиться и изменить все… Чичиков. Фото Виктора Дмитриева. Мир замер в ожидании мессии, а мессия опять не пришел.