Войти в почту

28 ноября отмечает юбилей композитор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Кнайфель. В день юбилея в Санкт-Петербурге, в Центре Михаила Шемякина состоится юбилейный вечер «Александр Кнайфель. Лики творчества в приношениях юных». К 80-летию композитора». Музыкальный руководитель программы — Артур Зобнин. Продюсер — Евгений Хаздан. Участвуют: Ирина Тайманова, Иосиф Райскин, Георгий Ковалевский. «…Парадоксов друг” «Кнайфель — композитор, который давно принадлежит к классикам российской музыкальной культуры. Его знают, чтят, хотя в России его музыка звучит не часто. Он больше известен на Западе, даже его композиторскую «родословную» ведут из творчества П. Булеза, Я. Ксенакиса, А. Пярта. Мир Кнайфеля парадоксален, ему свойственно двойничество. Как человек он открыт, радушен, его отличает несколько ностальгическое и сентиментальное восприятие действительности. А как композитор он – непознаваемая сложность. В его творчестве переплетаются детскость, юмор, ирония с пассионами, молитвами, библейскими откровениями и философскими вопросами веры. Первые сочинения зарекомендовали Кнайфеля как крайнего авангардиста. В 22 года он написал оперу «Кентервильское привидение» по О. Уайльду, которая сразу же была поставлена на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории. Дебютный авторский концерт состоялся в Ленинграде в 1974, когда ему едва исполнилось 30 лет. Кнайфель отказывается от традиционных форматов. Для каждого сочинения создается своя вселенная — жанр, состав инструментов, рождающий неповторимый тембр, конструкция, техника, даже исполнительские приемы и пространственные идеи. Так осуществлялась тотальная эволюция стиля: от сериальности к минимализму, одно-двухголосной фактуре, от театральности к скрытой программности, ассоциативности. Кнайфель всегда был вне системы, хотя является членом Союза композиторов (с 1968) и Союза кинематографистов (с 1987). В энциклопедиях Интернета он значится как «свободный художник». «Скандальную» известность Кнайфелю принесла критика Т. Хренникова, в 1979 включившего его в известную «семерку авангардистов» (наряду с Э. Денисовым, С. Губайдулиной, Д. Смирновым, Е. Фирсовой, В. Суслиным, В. Артемовым), что только подогрело интерес к его музыке за рубежом. Начиная с 1980-х, мировые премьеры его произведений звучали в крупнейших концертных залах и на фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Базеле, Зальцбурге, Берлине, Маастрихте, Кельне, Локкенхаусе, Штутгарте, Дублине… В 1992 во Франкфурте-на-Майне состоялся его монографический фестиваль. Записи сочинений Кнайфеля выходили на фирмах «Мелодия», но в основном также за рубежом: это Сhant du Monde, Megadisc Classics, Teldec Classics International, ECM New Sereies. Его музыка звучит на радио BBC, Voice of America и National Public Radio (США), Radio France, Deutschlandfunk и WDR (Германия), KRO (Нидерланды), Lousanna, Bern (Швейцария). Ноты выходили в издательстве «Советский композитор» (Ленинград) и в «Sikorski». В издательстве «Композитор • Санкт-Петербург» запущен проект издания полного собрания сочинений, для которого композитор заново пересмотрел свои сочинения. В них сделаны уточнения к названиям». https://compozitor.spb.ru/collected-works/knayfel/index.php (Из статьи доктора искусствоведения, профессора Московской и Нижегородской консерваторий Анны Амраховой к 70-летию Александра Кнайфеля, 2013) *** «Я не расстаюсь со своими партитурами. Все они превратилось в одно сочинение. Я каждое утро просыпаюсь, и меня начинает тянуть: в таком-то сочинении такое-то место нужно пересмотреть. Они все живут. Я не могу иначе. И с изданиями то же самое. Сочинение уже набрано, но в редакции уже знают, я даже в договоре написал: в течение жизни сочинения и автора возможна корректура» (Александр Кнайфель, из интервью «МО», 2013). Александр Кнайфель родился 28 ноября 1943 в Ташкенте, в семье известных музыкантов (отец — скрипач, солист, ансамблист; мать — преподаватель теоретических дисциплин в ССМШ при Ленинградской консерватории. В 1961 окончил ССМШ по классу виолончели (преп. Э. Фишман). В 1961–1963 учился в Московской консерватории по классу виолончели у М. Ростроповича, в 1963–1967 — в Ленинградской консерватории по классу композиции у Б. Арапова. Автор более 100 сочинений: для симфонического, камерного и струнного оркестра, для солистов и хора с оркестром, для хора a cappella и с сопровождением, для голоса соло и с ансамблем, для инструментальных ансамблей, джазовых, эстрадных и рок-составов, для виолончели (по первой музыкальной специальности Кнайфель — виолончелист, ученик М.Л. Ростроповича), фортепиано, ударных. Много работал в кино (более 40 фильмов художественных и документальных фильмов, в том числе «Криминальный талант», «ЧП районного масштаба», «След росомахи», «Рафферти», «Я — актриса», «Большая игра», «Противостояние», «Невозвращенец») и в музыкальном театре. В 2001 премьерой его оперы «Алиса в стране чудес» (авторское определение жанра: «24 картинки с антрактом по сказкам Льюиса Кэрролла для театра играющих, поющих и танцующих») открыла в новом тысячелетии свой первый сезон Нидерландская опера (Королевский театр Carre), специально заказавшая это сочинение Кнайфелю. Александр Кнайфель — член Союза композиторов (с 1968) и кинематографистов (с 1987). Заслуженный деятель искусств России (1996). Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за 2012 год в номинации «композиторское искусство» за музыку к спектаклям БДТ «Маскарад», «Старик и море», «Дядюшкин сон». Кавалер ордена Дружбы. Первый российский музыкант, удостоившийся международной премии DAAD (Немецкой академической службы обменов, 1994). В 2003, в год 60-летия композитора, в санкт-петербургском издательстве КультИнформПресс вышла книга Софьи Хентовой «Признание» об Александре Кнайфеле. В 2015 издательство «Композитор • Санкт-Петербург» выпустило книгу Александра Кнайфеля «Мост в Эдем. Встречи» (редактор Л. Адэр). «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ

Запись Александру Кнайфелю — 80 впервые появилась Музыкальное обозрение.