В Нижнем Новгороде подвели итоги марафона культурных событий

Насыщенно и стремительно пролетел год празднования 150-летнего юбилея музыкального образования в Нижегородской области, отмеченный масштабным культурно-просветительским проектом. Марафон в честь юбилея В ноябре 1873 года, 12 числа по старому стилю или 24 по новому, в Нижнем Новгороде «…открыто было преподавание в классах игры на фортепиано, игры на скрипке, элементарной теории и хорового пения». Этот исторический факт зафиксирован в отчете Нижегородского отделения Императорского Русского Музыкального общества (ИРМО). С открытия музыкальных классов, которые возглавил молодой выпускник Московской консерватории Василий Виллуан, берет свое начало профессиональное музыкальное образование в Нижнем Новгороде. Василий Юльевич проработал в музыкальных классах добрые полвека, воспитав множество музыкантов и педагогов, которые, в свою очередь, подготовили блистательную плеяду профессиональных музыкантов и любителей музыки. Постепенно количество и уровень кадров стали достаточными для открытия в регионе консерватории, филармонии, трех музыкальных училищ, около ста музыкальных школ. Сложилась мощная трехступенчатая система музыкального профессионального образования, обеспечивающая постоянный приток кадров. С октября прошлого года под эгидой грядущего 150-летия, по счастливому совпадению еще и в Год педагога и наставника, уже прошло свыше 120 мероприятий на практически всех значимых концертных площадках Нижнего Новгорода и в районах области. Это концерты, творческие встречи, конференции, мастер-классы, конкурсы, выставки, кинопоказы, в которых были задействованы ведущие творческие коллективы, десятки первоклассных музыкантов-солистов, десятки тысяч зрителей. Масштабный Весенний фестиваль при поддержке департамента культуры администрации города Нижнего Новгорода охватил юбилейные мероприятия сразу нескольких нижегородских школ искусств. Важным итогом марафона стало сплочение музыкального сообщества. Едва было объявлено о начале проекта, как к нему стали присоединяться музыканты и музыкальные образовательные учреждения не только Нижнего Новгорода и региона, но и других городов страны, в том числе столичных.Автором идеи, инициатором, организатором и художественным руководителем культурно-просветительского проекта стала директор нижегородской ДШИ № 8 имени В.Ю. Виллуана Маргарита Губченко. И хотя юбилейный год еще не завершен, уже можно подвести предварительные итоги. Из гнезда Виллуанова – Маргарита Борисовна, вы, наверное, помните наше с вами первое интервью, посвященное идее проведения марафона культурных событий к 150-летию музыкального образования в Нижегородской области. Оглядываясь назад, что скажете? – Скажу так: тогда мы с вами еще не знали, как это всё раскроется, как будет реализовано, насколько люди откликнутся и вообще – как всё сложится. Сейчас я могу смело сказать: мы всколыхнули всех! Взять хотя бы концертные площадки: Кремлевский концертный зал, консерватория, музыкальное училище, хоровой колледж, старый актовый зал ННГУ, три храма, школы искусств, областные школы, общеобразовательные школы, дворцы культуры, детские сады… В проект изначально приглашались все, кто осознает себя частью «гнезда Виллуанова», и пришли многие. Среди участников концертных программ – вся кафедра специального фортепиано Нижегородской консерватории, – там в свое время преподавали ученики учеников Виллуана. Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением нашего выпускника Владимира Плаксина. Приезжали из Московской консерватории, из Академии музыки имени Гнесиных. Из-за рубежа приехали нижегородцы: из США – Светлана Смолина, из Франции – Инга Казанцева, ученица Наталии Волковой. Нижегородский пианист Сергей Петраков, увидев случайно мое интервью на ВГТРК, дал большой сольный концерт в Навашинской ДМШ. Приехал из Москвы вместе со своим классом пианист Александр Цыганов: он окончил нашу школу у Валентины Железновой, сейчас преподает в Москве, в ДМШ им. С.С. Прокофьева. Это были бесконечные встречи старых друзей и обретение всё новых имен. Очень интересными были не только концерты, но и конференции, чтения. Так, в рамках открытых чтений «Музыкальная история» дети рассказывали об историях создания своих музыкальных школ, о своем любимом композиторе. Уникальным мероприятием стал всероссийский открытый круглый стол с директорами музыкальных школ городов, где открывались региональные отделения ИРМО: Кострома, Тамбов, Самара и другие, и у всех была своя, уникальная история. Конечно, здорово было бы заняться консолидацией всех бывших отделений ИРМО. Быть может, именно Нижний Новгород выступит в качестве инициатора? Гений в ежедневных трудах – Знаю, что вы немало времени провели в архиве, чтобы максимально изучить подробности деятельности Виллуана. – Так и есть! Много впечатлений, масса документов! И неоспоримо, что начальное образование – независимо от возраста – было именно то, с чего начинались музыкальные классы. Постепенно детские учебные планы были выделены в отдельную группу. Много было трудностей, но классы развивались – несомненно, благодаря притяжению, масштабу личности Виллуана. Выпускники возвращались уже в качестве преподавателей. Сегодня редкая музыкальная школа региона не имеет в своей истории «след Виллуана» – корень, педагогическую ветвь, а то и династию. Очень емко эту мысль сформулировал президент консерватории Эдуард Борисович Фертельмейстер в своем поздравлении нашей школе: «Консерватория недавно отметила свое 75-летие, но ее фундаменту – 150 лет». И этот фундамент создал именно Виллуан. Мария Владимирова.