В Москве открылась выставка о том, как прозу Тургенева переводили на язык кино

В романе Тургенева "Рудин" есть сцена, когда главный герой идет к Наталье Ласунской под начинающимся дождем. Фото со съемок этой сцены в одноименном фильме: по садовой дорожке идет Олег Ефремов, а сбоку на него распыляют воду из шланга. Выставка "И.С. Тургенев. Из истории кинематографа" в честь его 205-летия в музее Пушкина на Пречистенке - о том, как прозу писателя переводили на язык кино.

В Москве открылась выставка о том, как прозу Тургенева переводили на язык кино
© Российская Газета

"Когда мы нарядили актеров в подлинные костюмы XIX века и начали снимать в саду - это выглядело как опера днем", - вспоминал работу в фильме "Отцы и дети" его сценарист и художник Александр Адабашьян. Режиссеру "Отцов и детей" Евдокии Смирновой, "Двух женщин" (у Тургенева - "Месяц в деревне") Вере Глаголевой хотелось приблизить своих героев к современности, а не опускать их в глубину позапрошлого века. Костюмы героев "Двух женщин" в первом зале иллюстрируют такой подход - у платья Елизаветы Богдановны низкая талия, широкая юбка по моде второй половины XIX века, а студент Алексей Беляев появился перед героинями в приталенном сюртуке и бабочке.

Эскизы костюмов и сами костюмы встречаются тут не раз, и выставка о Тургеневе в кино иногда напоминает магазин модного платья. Того же Лежнева в фильме "Рудин" Константина Воинова художник увидел в актуальном в ту пору сером сюртуке с буфами (рядом - фото Джигарханяна в этом самом наряде). Зинаида Засекина, роль которой в "Первой любви" Василия Ордынского сыграла Наталья Печерникова, одета на эскизе легкомысленной пастушкой в юбочке немного ниже колен.

Тургеневская проза всегда предоставляла простор для киновысказываний и давала возможность попробовать свои силы начинающим. "Для меня, тогда молодого, пьеса "Нахлебник" звучала современно, она ставила проблему личного выбора - между правдой и ложью, совестью и бесчестьем", - говорил Владимир Басов о своей первой, 1953 года, постановке, напоминающей о себе на выставке подбором снимков из фильма, где сыграл Борис Чирков. А вот россыпь фотографий к "Дворянскому гнезду" Михалкова-Кончаловского: благородный Леонид Кулагин в роли Лаврецкого, Василий Меркурьев - Гедеоновский, репетиция сцены бала... Ирина Купченко передала на выставку свой экземпляр сценария, вдоль и поперек исписанный рукой актрисы.

Всего на выставке 18 историй о фильмах по произведениям Тургенева - цветных и черно-белых, на всю стену зала - и умещающихся в несколько фотографий. Есть истории и в один кадр - как картина 1916 года "После смерти" Евгения Бауэра, о которой напоминает крупный план звезды немого кино Веры Каралли.

О фильме-легенде (как называл его режиссер Сергей Соловьев) "Иван Тургенев. Метафизика любви" на выставке рассказывает серия фотопортретов - отца и сына Янковских, которые должны были сыграть писателя в разные годы жизни, Татьяны Друбич в роли Виардо. Увы, картина была по финансовым причинам закрыта в начале 2000-х...