Вся наша жизнь — игра. Как в «Геликон-опере» превратили «Пиковую даму» в кино
Этим летом Московский музыкальный театр «Геликон-опера» проделал большую работу: знаменитую оперу Петра Чайковского «Пиковая дама» по одноименной повести Александра Пушкина перенесли на киноэкраны — в рамках проекта «Театр в кино». Увидеть, что получилось, можно уже сейчас — в кинотеатрах. Новый художественный фильм вобрал в себя элементы исторической драмы, психологического триллера и, конечно, мистики.
Знаменитая опера
Опера «Пиковая дама» считается вершиной творчества Петра Чайковского. Композитор написал ее весной 1890 года всего за 44 дня — вдохновленный сюжетом и пейзажами Флоренции, где в это время находился. Кроме того, он сам вносил изменения в либретто, например заново создал образ Лизы: в его опере это не скромная тихая воспитанница богатой графини, а сильная девушка, снедаемая любовью и страстью к игроку Германну. Он же в попытке разузнать у ее пожилой родственницы таинственную комбинацию карт, сулящую победу в игре, готов пойти даже на преступление.
Премьера оперы состоялась зимой того же года в Мариинском театре. Постановка раз за разом собирала полные залы. В Москве же спектакль показали через год в Большом театре. Со временем «Пиковая дама» оказалась в репертуаре многих европейских театров: ведущие сцены Праги, Вены, Лондона и других городов знакомили зрителей с этой историей.
«Чайковский превратил эту оперу в некий генетический код страстей человеческих. Эта карточная игра похожа на нашу жизнь: мы все “раскладываем карты”, и карты эти порой могут свести с ума. Все мы часть большой игры», — отметил режиссер, художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман.
Конечно, опера подогрела интерес и к самой повести Александра Пушкина. Ее опубликовали в 1834 году, и многие игроки, доверяясь писательскому чутью и интуиции, ставили именно на тройку, семерку и туза — комбинация, якобы счастливая, прочно вошла в моду.
Однажды автор рассказал одному из своих приятелей, что прототипом пожилой графини стала княгиня Наталья Петровна Голицына. Ее внук, проигравший в карты немалую сумму, пришел просить бабушку погасить долг, но она вместо этого рассказала ему о той самой счастливой комбинации. Молодой человек поверил — и действительно выиграл.
Что такое карточная игра, не понаслышке знал и сам Пушкин. Он тоже попался на этот крючок и выплачивал довольно внушительный долг несколько лет. Ходили слухи, что такое происшествие чуть было не расстроило его помолвку с Натальей Гончаровой.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Сюрприз для музыкантов, суперзвук и увековеченные интерьеры
До того как взяться за фильм-оперу, Дмитрий Бертман ставил «Пиковую даму» много раз. Его спектакль можно увидеть не только в «Геликон-опере», но и в театрах других стран. Тем не менее, по его словам, фильм-опера — это нечто другое, и к работе он подходил очень осторожно, к тому же за последние 30 с лишним лет в России такого не снимали. Не обошлось без помощи кинорежиссера Валерия Спирина — большого профессионала в этой области.
«Фильм — совершенно другое искусство. Здесь есть крупный план, возможность разглядеть глаза артиста. Здесь есть возможность символического кадра, возможность приблизиться, есть уникальная возможность монтажа», — отметил Дмитрий Бертман.
Каждый кадр, каждый образ — выверенный, нет ничего лишнего. Обыкновенный суконный карточный стол становится то ли пространством для игры, то ли местом последнего упокоения главного героя. Богато украшенный дом графини похож на ловушку, лабиринт, из которого не так-то просто выбраться, — кажется, в каждой его комнате происходит что-то, что навсегда перевернет судьбы героев.
Этот дом становится чуть ли не самостоятельным действующим лицом. Фильм снимали в театре «Геликон-опера» — он располагается на месте, где был особняк княгини Евгении Шаховской. О постройках XVIII века сегодня напоминает только фасад главного дома — он выходит на Большую Никитскую улицу. Для съемок задействовали все пространство театра. «Наши потрясающие интерьеры войдут в историю кинематографа», — подчеркнул художественный руководитель.
Во время съемок особое внимание уделили звуку. Чтобы добиться эффекта полного погружения, его записывали с помощью новейших технологий: отчетливо слышен каждый скрип и шорох — в нужных моментах зрителю кажется, что действие разворачивается не только на экране, но и прямо за его спиной. Аудиозапись проводили на студии «Мосфильм», руководил процессом лауреат премии Москвы, лауреат «Золотой маски», главный дирижер «Геликон-оперы» Валерий Кирьянов. Кроме того, для тех, кто разбирается в музыке, создатели фильма-оперы приготовили сюрприз.
«В партитуре, которая звучит в “Пиковой даме”, использованы авторские версии Петра Ильича, которые никогда раньше не исполняли. В частности, в арии Лизы возникает нота — вариант Медеи Фигнер, первой исполнительницы этой роли», — рассказал Дмитрий Бертман.
Кино для всех
Тем не менее на просмотр фильма можно смело идти и тем, кто от жанра оперы далек. Не стоит пугаться и длительности (показ длится почти три часа): время пролетит незаметно. Режиссер напоминает: история кино знает многие подобные примеры: «Травиата», «Богема», «Кармен», «Отелло» — «Пиковая дама» вполне вписывается в ряд длинных фильмов, которые смотрятся на одном дыхании. «Здесь есть интересный сюжет, эмоции. Через все это и происходит знакомство с искусством», — говорит режиссер.
А еще — блестящая актерская игра. Роль Лизы исполнила Елена Михайленко, лауреат премии Москвы.
«Перед камерой я не испытывала напряженности, стресса, страха. Для меня это было проникновение в какой-то совершенно другой мир, потому что кино, конечно, отличается от театра. Здесь ты можешь передать эмоции несколько раз по-разному, ведь у тебя есть дубли, — сказала она. — На сцене, естественно, мы лишены такой возможности и можем что-то менять только от спектакля к спектаклю».
Несмотря на то что ради отличного качества звук обычно пишется отдельно, артисты пели вживую в каждом кадре. Это и создает те самые эмоции — настоящие и сильные, считает исполнительница роли графини, заслуженная артистка России Лариса Костюк.
«В “Геликон-опере” графиню я играю довольно давно. Но во время съемок я находила какие-то такие вещи, на которые не обращала внимания на сцене. А сейчас благодаря в том числе постоянно меняющимся локациям для меня в этой истории открылось что-то новое», — рассказала актриса.
В «Пиковой даме» соединяется прошлое и настоящее. Пока по особняку гуляют аристократы, одетые по последней моде XIX века (наряды придумала Татьяна Тулубьева, заслуженный художник России), за окном живет современная Москва, пестрящая огнями, тонущая в потоке машин. Это лишний раз напоминает о том, что история актуальна во все времена и люди — со своими страстями, пороками и добродетелями — остаются, по сути, теми же.