"Немая ярость": кинокомикс без литературной основы

Никому ведь не надо объяснять, кто такой Джон Ву?.. Ну ладно - на случай если вы последние тридцать лет провалялись в коме или провели на необитаемом острове (а как ещё объяснить ваше незнание?), совсем кратко обозначим, кто этот уважаемый джентльмен. После перейдем непосредственно к разбору его последнего фильма "Немая ярость", премьера которого в российском прокате состоялась на этой неделе.

"Немая ярость": кинокомикс без литературной основы
© Российская Газета

Творчество Джона Ву одинаково сильно любят зрители Востока и Запада. Для каждого поколения он снял по своему запоминающемуся знаковому фильму - от гонконгского боевика "Круто сваренные" до голливудского триллера "Без лица" и китайского эпика "Битва у Красной скалы".

А уж влияние маэстро распространяется даже на работы российских авторов и просочилось в другие медиа.

"Немая ярость" - первый за 20 лет американский проект постановщика.

Начинается лента типичной сценой из какой-нибудь GTA - по тихим улочкам южного городка, граничащего с Мексикой, несутся два автомобиля, пассажиры которых лютейше друг с другом перестреливаются, в том числе из автоматического оружия.

В результате шальная пуля летально попадает в семилетнего пацана, который с мамой и папой отмечал на лужайке Рождество. Отец семейства бросается в погоню за злодеями, но не вывозит прямое столкновение - главарь банды простреливает ему гортань.

Это сюжетное событие оформляет главный художественный прием фильма - в нем полностью отсутствуют диалоги. На фоне периодически можно услышать радио, которое минимально обозначает экспозицию, местами персонажи произносят какие-то отдельные слова, но вот классические беседы с репликами и ответами на них в картине вы не услышите.

Таким образом, повествование ведется при помощи визуала, звукового оформления и музыки. Для актерского состава это очень серьезный вызов. И исполнитель главной роли Юэль Киннаман справился с ним великолепно - глазами, мимикой, движениями тела он потрясающе передает всю палитру чувств и эмоций своего персонажа, балансирующего на грани безумия и отчаяния от потери близкого человека. Для артиста, наиболее известного по двум "Отрядам самоубийц", - это очень ощутимый и заметный невооруженным взглядом профессиональный рост.

Протагонисту залатывают горло и отправляют домой, где он начинает разрабатывать план мести, собираясь на годовщину смерти сына изничтожить всех преступников.

Для этого он в лучших традициях боевиков 80-х начинает подготовку: учится драться и обращаться с ножом по роликам из YouTube, практикуется в тире в стрельбе из пистолета, покупает оружие и пятилитровый Ford Mustang, обшивая его в автомастерской пуленепробиваемым материалом.

Единственный вопрос, который при этом невольно возникает, - откуда у простого работяги, а до трагичных событий он трудился электриком в местной компании, на все на это средства? Ответа авторы не дают, поэтому можно только предполагать, что это либо выплата какой-то страховки/пенсии, либо тупо зарплата жены… С которой также начинаются проблемы в отношениях из-за навязчивой и всепоглощающей идеи совершения вендетты.

Джон Ву при этом до поры до времени не делает героя Киннамана ультимативным и неостановимым вигилантом, поэтому первая драка с головорезом показана очень натуралистично - сразу вспомнились лучшие сцены из эпопеи "Борна".

Азиатский режиссер часто в интервью повторяет, что он не любит кинокомиксы, поддерживая своего коллегу Мартина Скорсезе в нападках на Marvel. В то же время ближе к финалу его главный герой в развевающемся в стильном слоу-мо черном плаще один в один как Фрэнк Касл начинает нести хаос и разрушение в ряды уличных банд, только и того, что белый череп на бронежилете не нарисовав.

В этом плане картина получается идеальной экранизацией комикса, только без наличия бумажного первоисточника: минимум текста и основное повествование через визуальный ряд.

"Немая ярость" - максимально олдскульный фильм. К сожалению, это сложно записать ему в плюсы. Он словно "Неудержимые" пытается выехать исключительно за счет тропов позапрошлых десятилетий, игнорируя переворот, который совершила в жанре квадрология "Джона Уика" и все его последователи, а одной уникальной фишки с отсутствием диалогов явно не хватает.

Отдельно стоит отметить, что фильм буквально пропитан непереносимым в современной западной культуре мачизмом, и от каждой сцены веет ощутимым тестостероном. Все латиноамериканцы изображены в ленте исключительно в негативном свете, и нет ни одного сильного и независимого женского персонажа. Учитывая настроения прогрессивной общественности, следующий фильм от Джона Ву, снятый в США, можно будет ждать еще лет 20.

У нас же смотреть "Немую ярость" можно рекомендовать только той аудитории, которая не устала от паразитирования на ностальгии о том, что "раньше было лучше".

Оценка: 3 из 5.