Новый фильм "Панические атаки" с Леной Трониной показали на фестивале "Зимний"
В столичном кинотеатре "Художественный" продолжается фестиваль авторского кино "Зимний". Идут мастер-классы, проходят презентации киношкол, в одноименной программе устраивают московские премьеры фильмов, побывавших на разных кинофестивалях. Но самое главное, конечно же, конкурс - восемь новинок авторского кино. Уже можно сказать, что Элла Манжеева осталась верна своему неповторимому стилю в новой картине "Белой дороги" - истории парня Алдара, который ищет пропавшую мать; что Киностудии имени Горького понадобилась большая смелость, чтобы в фильме "Вера" Иры Волковой посмотреть на повесть Галины Щербаковой "Вам и не снилось" с другой точки зрения. Веру - мать Ромки, она тут главная героиня - играет Виктория Толстоганова.
Из дебютов стоит выделить "Танцуй, Селедка!" Александры Лупашко с Александрой Бортич и Павлом Майковым в главных ролях. Дочь приезжает в небольшой город, чтобы похоронить отца, но он ей видится живым, и она все время выясняет с ним отношения, предъявляя ему свои детские обиды, что привели к травмам во взрослой жизни.
Вообще тема отношений родителей с детьми прослеживается практически во всех картинах, представленных в конкурсе "Зимнего". Новый фильм Романа Михайлова "Поедем с тобой в Макао" - один из явных претендентов на призы. Олег Чугунов (сын) и сам Роман Михайлов (отец) взаимодействуют на фоне сильной зависимости старшего от игры в покер. Дебют Ильи Михеева "110" - эти цифры обозначают статью УК, в описании которой есть слова "доведение до самоубийства", - об отношениях матери и дочери (Елизавета Боярская и Полина Цыганова) в то время, когда в престижном лицее, где учится девочка, погибает ее одноклассница, над которой издевались. Работа якутского режиссера Николая Корякина - о том, как сын после смерти матери приезжает в деревню к отцу - а тому вообще до мальчишки дела нет. И нужно как-то научиться жить вместе - иначе детдом.
Фото: Вега Фильм
Радуют в конкурсных фильмах, помимо актерских и режиссерских, работы операторов и художников - у жюри в этом плане будет достаточно сложный выбор. Однако из конкурсной программы на данный момент наибольшего внимания заслуживает новая картина Ивана И. Твердовского "Панические атаки". Кто-то уже поспешил ее назвать лучшим фильмом режиссера, но напомним, что и предыдущие его работы почти все были яркими и запоминающимися. Тема отношений матери и дочери присутствует и в этой картине, но в виде впечатывающегося в сознание эпизода. Мать, Светлана Камынина и дочь, главная героиня фильма Вика в исполнении Лены Трониной не могут найти общий язык, хотя и находятся в диалоге. Мать страдает от того, что родила двух дочерей, а они обе стремятся уехать за границу - в Норвегию. Одна уже там - сестра Вики - моет полы. С чем она - мать - останется? На кого ей опереться? Зачем рожала? Символический эпизод.
Фото: Вега Фильм
Фильм "Панические атаки" вообще смотрится весьма актуально и это касается не только темы отъезда из страны - хотя она тут основная. Ранее картина называлась "Кликушество", но потом название сменили. У Вики случаются панические атаки, когда она находится в помещении с закрытой дверью, - тоже символ. Девушку начинает трясти, у нее случаются истерики. В самом начале ленты Вика с подружками идет к бабке-ведунье, чтобы та изгнала из нее бесов и сделала ее жизнь хорошей, привлекла своими гаданиями работу и хорошего мужчину. Но бесы никуда не исчезают. И первого же мужчину - водителя Никитоса - Вика привлекает тем, что у нее "глаза дикие".
Фильм выстроен в жанре роуд-муви - дорожного приключения. Получился некий антипод светлой картине "Поехавшая". Твердовский снял криминальный нуар с сильными авторскими смыслами. Начиная с самого понятия "панические атаки", которые испытывают многие от неспокойных событий, происходящих вокруг, заканчивая расшифровками решений уехать или остаться и почему.
В фильме есть и некий мистический флер - так герои останавливаются у Кольской сверхглубокой, чтобы в трубу прокричать своим желания дьяволу. Сцена снята планом сверху, словно создатели картины стремились подчеркнуть, что за героями во время их "общения с преисподней" наблюдает кто-то свыше. Почти сразу же на небе возникает чудо северного сияния - и понятно, что авторы фильма используют это не просто так. Тревожная музыка - даже не мелодия, а некий скрип и глухой звук, словно играют на нервах. Игра с белым цветом, к которому невольно стремится героиня. Это и снег, и чистый стол, и белоснежное постельное белье, и даже наушники... Единственный вопрос к режиссеру - почему одних закрытых пространств героиня панически боится, а в других чувствует себя спокойно. Например, в тюрьме или ночью в машине, когда спит. Не связано ли это с менталитетом...
Кстати, ранее фильм планировался как копродукция с Норвегией - продюсер ленты Катерина Михайлова много сделала в этом направлении. В итоге Норвежские сцены сняли в Мурманске и области (с учетом работающей в регионе кинокомиссии), да так, что не отличишь.
Между тем
Уже завтра, 7 декабря, в прокат выходит новый документальный фильм Эллы Манжеевой "Геше Вангьял. С благословением Трех Драгоценностей". И завтра состоится премьера в калмыцкой Элисте.
Фильм рассказывает историю о земном и духовном пути Нгаванга Вангьяла, буддийского монаха, ставшего одним из самых выдающихся тибетских буддийских лам и знаковой фигуры в распространении буддизма на Западе. Геше Вангьял, этнический калмык, родился в дореволюционной России, провел более 30 лет в Тибете и Индии, достигнув буддийской ученой степени "геше", приехал в США и сыграл важную роль в организации первого визита Далай-ламы в Америку в 1979 году.
Он был другом Далай-ламы XIV и преподавал в Колумбийском университете. Он посвятил свою жизнь учению Будды и воспитал множество талантливых учеников (Роберт Турман, Джеффри Хопкинс), повысив интерес к буддизму на Западе.
Фильм знакомит с ключевыми членами круга Геше. Съемки фильма проходили в США, Индии, России, Гонконге и Германии.