Войти в почту

Советские пацаны набирают популярность на фоне призывов к их запрету. Комментарий Георгия Бовта

Власти Казахстана задумались о запрете российского сериала «Слово пацана». Там отметили, что пропаганда насилия — это плохо, но преждевременных выводов делать не стоит. Решение о том, как стоит относиться к сериалу, прорабатывают и российские ведомства.

Советские пацаны набирают популярность на фоне призывов к их запрету. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

На фоне призывов запретить сериал Жоры Крыжовникова о подростковых бандах Казани в поздний советский период лента вырвалась в лидеры по просмотрам, поставив абсолютный рекорд по популярности сериала в России. У «Слова пацана» рейтинг в два раза больше, чем было на пике популярности у корейского сериала «Игра в кальмара» в 2021 году. Этот сериал Netflix, сейчас, наверное, тоже бы уже запретили, но платформа сама ушла из России после начала СВО.

Ленту о российских пацанах активно смотрят даже на Украине, что тамошние власти раздражает, ибо в этом просматривается единение бывшего советского пространства. Из восьми серий уже вышло пять. Ходят слухи, что под воздействием критики Крыжовников срочно перемонтирует последнюю серию. Видимо, чтобы усилить «мораль».

На мой субъективный взгляд, когда сторонники запрета сериала говорят, что он романтизирует бандитизм в глазах молодежи, то они говорят не всё. Конечно, элементы романтизации там можно отыскать. Как и, скажем, в «Бандах Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. А разве не было «романтизации» в сериалах «Бригада» и «Бумер»? Но ведь в бандиты шли не под воздействием кино, а от жизни. А чем фильм Алексея Балабанова «Брат-2» в этом плане «невиннее»? Другое дело, что давно такое кино у нас не снимали. В том числе потому, что «очернение» нынче не приветствуется кураторами культуры, да и зрителям хочется легкости и «чисто поржать», потому что проблем и трудностей им и в реальной жизни хватает.

Крыжовников ничего и не очерняет. В противном случае его бы обвинили именно в этом. В результате он снял ленту, на мой взгляд, фальшивую от начала и до конца, хотя самого конца пока никто не видел. Мне кажется, что и он будет фальшивым. Ведь есть же люди, которые то время еще отлично помнят. Впрочем, теперь про славное советское прошлое вообще принято снимать кино только в «розовых тонах» и «на позитиве». Про брежневский застой, про сталинскую эпоху, включая романтизацию НКВД и СМЕРШа. Чем же казанская шпана хуже? У Крыжовникова получились скорее «правильные пацаны», таких сейчас вообще-то не запрещают.

Они у него скорее хулиганы, чем бандиты, по-своему благородные, с понятиями о справедливости, дружбе и братстве, с работающим по-своему социальным лифтом, которого реальным сегодняшним пацанам как раз и не хватает. Зато с лихвой хватает непреодолимых границ между разными фактически уже сословиями в современном обществе. Они и в советское время были. Посему юношу из состоятельной семьи, скорее всего, «отмазали» бы от Афгана, а если бы он все-таки туда попал, то, вернувшись, был бы не таким «благородным бандитом», а крышевал бы и грабил ларечников среди других бандитов без всякого налета благородности. А подросток из бедной семьи, где все, как и вообще в сериале, почему-то разговаривают почти что лексиконом Пушкина и Тургенева, куда нарочито и искусственно вставлены, как импланты, жаргонные выражения, не учился бы «на фортепьяно». Не его была бы эта стезя.

Будучи все сами детьми из приличных, а то и номенклатурных семей, люди, работавшие над лентой, включая Федора Бондарчука, который, сами понимаете, сын, и Ивана Янковского, который, сами понимаете, внук, никогда в реальной жизни с 12-15-летней «урлой» не сталкивались. Она так не говорила, не ходила, а забавы их были куда по-скотски омерзительнее и жестче, чем срывание шапки с училки на улице. Но кто ж это покажет во всей красе.

Как верно подметил один критик, фильм о шпане сняли «мажоры» — так, как они себе эту шпану, да еще из далеких 80-х, представляют теперь. По фильму вообще непонятно, почему вдруг образовались все эти подростковые банды. Казалось бы, играй себе в хоккей на явно не из тех времен дворовой хоккейной площадке или учи английский, на котором даже училка советской школы во время перемены с тобой разговаривает. Как говорится, «автор так видит». Но не передана никак атмосфера застоя и безнадеги советской индустриальной провинции на фоне алкоголизма, отсутствия нормального досуга, да хоть бы и кинотеатра с попкорном, как первопричина подросткового бандитизма.

Особенно меня раздражали два совсем уж ходульных до карикатурности персонажа. Молодая и трепетная, как Дюймовочка, юная милиционерша и пафосный идиот — другого цензурного слова и не подберешь — в роли школьного комсомольского вожака. Хотя есть пара-тройка вполне правдоподобных персонажей — один урка, один настоящий бандит Желтый и более-менее правдоподобный гопник по прозвищу Зима.

А так, в общем понятно, почему сериал получил господдержку: было, видимо, сочтено, что мотив «крепкой мужской дружбы и взаимопомощи», по-своему боевой, и вообще мальчиков, становящихся мужчинам без налета гнилого «хипстерства» и «голубоватой однополости», в нынешнее время должен хорошо зайти. Он и зашел. По-своему это такой «русский анти-«Барби». С нарочитой ностальгией по беспределу, но так, чтобы для «своих» была справедливость. И им бы за это ничего не было.