203 тысячи зрителей посмотрели программу фестиваля "Кинопроба" в Екатеринбурге

В Екатеринбурге завершился Международный фестиваль-практикум "Кинопроба", который вот уже двадцать лет подряд в первые дни декабря украшает город своим присутствием. 203 тысячи зрителей со всего мира посмотрели нынешнюю программу.

203 тысячи зрителей посмотрели программу фестиваля "Кинопроба" в Екатеринбурге
© Российская Газета

Лилия Немченко, его директор, предупреждала: У нас фестиваль без красных дорожек, бальных платьев и прочих глупостей - зима на дворе! Надо приходить просто в хорошем настроении.

Инструкция дельная, потому что в бальном платье ужас как неудобно было бы сидеть на ступеньках, когда в зрительном зале не хватало мест. Для тех, кто случайно не в теме: "Кинопроба" - уникальный фестиваль, в котором участвуют студенты и недавние выпускники кинематографических вузов из разных стран. Для их учебных, дипломных и дебютных работ "Кинопроба" - первый "выход в свет", а для самих авторов - возможность напрямую пообщаться с самыми известными представителями профессии: режиссерами, сценаристами, художниками, продюсерами, актерами, критиками.

В этом году фаворитами стали мультипликаторы, и не случайно.

"Фестиваль начинался как анимационный, с четвертого мы расширились, появились другие жанры: игровое, неигровое кино, - говорит Лилия Немченко. - Но все-таки в юбилейном году, на ХХ фестивале мы сделали акцент на анимации".

В конкурсной программе можно было увидеть 41 анимационный фильм авторов из России, Франции, Италии, Германии, США, что само по себе в сегодняшних непростых реалиях особенно значимо. В фойе Дома кино разместилась выставка студенческих работ - раскадровки будущих мультфильмов. Свои работы в жанре анимации представили на конкурсе студенты Уральского государственного архитектурного университета, в стенах которого и была придумана "Кинопроба" и где появилась на свет теперь уже всемирно знаменитая озорная Клякса, символ фестиваля и самая желанная награда для победителей. Мастер-классы и творческие встречи провели в рамках фестиваля известные режиссеры-мультипликаторы. На занятиях лаборатории прикладной анимации профессионалы детально разбирали студенческие работы, объясняя юным коллегам - что удалось, какие просчеты.

Особый интерес вызвали встречи с участием Дениса Чернова и Татьяны Беловой, режиссером и сценаристом знаменитых "Смешариков" (кстати, сериал - ровесник фестиваля). Аудиторию одной из них составили студенты и преподаватели Департамента философии УрФУ, и серьезный уровень дискуссии лучше всего говорил о качестве сериала. При этом на экзистенциальный вопрос - кем были бы вы во вселенной смешариков - философы ответили дружным хором: все мы немного Ежики.

"Кинопроба"-2023 подвела итоги. Студенческое жюри и три состава жюри профессионалов (игровое, документальное, анимационное кино) были щедры на награды и в один голос говорили о том, что ближайшее будущее кинематографа в надежных руках. Приз зрительских симпатий получил фильм "Иди и делай" Александры Бархатовой (Институт кино и телевидения, Москва). Киношколой, представившей самую интересную программу, назвали Школу кино и телевидения Стива Тиша (Тель-Авив, Израиль). И все эксперты назвали достойным Гран-при игровой короткометражный фильм "250 км" режиссера из Армении Асмик Мовсисян - он рассказывает историю мальчика из Арцаха, который спас свою семью, проехав на автомобиле 250 километров во время 44-дневной войны.

Разумеется, наград было гораздо больше, и для победителей они станут первым важным этапом в профессиональной карьере. Но еще важнее то, что все участники, независимо от достижений и наград, получили свою минуту славы на большом экране, все самые интересные мероприятия фестиваля-практикума можно будет пересмотреть в записи, прочесть более ста рецензий. Участников питчинга анимационных проектов уже "разобрали" продюсеры, и в программу "Кинопробы-2024". А зрители (которых, благодаря онлайн-трансляциям, было, по подсчетам организаторов, более двухсот тысяч), смогли увидеть огромное количество фильмов, из которых, словно из деталей паззла, сложили свою картину сегодняшнего дня кинематографа и его ближайшего будущего.