"Танцы Минус" представили премьеры в туре по России

Легенды петербургского рока 90-х, которых некоторые фанаты лестно сравнивали с "Кино" - в пору всероссийской "Киномании". Теперь времена иные. Часть музыкантов "Танцев Минус" живет в Санкт-Петербурге, часть - в Москве. А сама группа порой, то будто исчезает (а на самом деле просто играет по небольшим клубам, как бы разгоняясь перед очередным прыжком в хит-парады), то мощно возвращается на большие сцены - с очередными альбомами или синглами, ударными сетами на летних музыкальных фестивалях и гастролями в несколько месяцев по стране.

"Танцы Минус" представили премьеры в туре по России
© Российская Газета

Происходит это всегда очень вовремя - "Танцы Минус" особенно необходимы, когда банальности и предсказуемости в рок-музыке становится уже избыточно много (и надо разбавить ее не шаблонными рифмами и чувствами) или запас романтизма, душевности и дружелюбной снисходительности друг к другу в нас удручающе исчезает...

И вот теперь тур по стране-2023, первый за несколько лет: Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Томск, Омск, родной Санкт-Петербург, затем Москва и Рязань... Да, у ранних "Танцев Минус" и в самом деле было много общего с группой Виктора Цоя. И те и другие - выходцы с питерских окраин, с песнями, держащими в напряжении с первого до финального такта ритмом, с хлесткими мелодиями, романтикой одиночества в толпе и ощущением себя "последним героем". Песню с таким названием, кстати, первым написал именно Виктор Цой - для альбома "Кино" 1984 года, и лишь потом свои так же названные появились у групп "7Б", "Би-2" и "Голоса Омерики".

"Танцы Минус" особенно необходимы, когда банальности и предсказуемости в рок-музыке становится избыточно много

С тех пор "Танцы Минус" изменились, в их музыке стало больше веяний разных музыкальных стилей, но напор и дух питерского рока остались. И поэтому тоже во всех городах тура - аншлаги. Вот и в столичном клубе "1930 Moscow", вмещающем более двух с половиной тысяч зрителей, в зале тоже яблоку негде было упасть.

В Москве, куда лидер группы, ее создатель, вокалист и автор всего репертуара Вячеслав Петкун переехал еще в пору работы над мюзиклом "Нотр-Дам де Пари" (по книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"), они выступают часто (примерно раз в три - шесть месяцев), репертуар изучили, знают и любят. И поэтому "Танцы Минус" могли позволить себе начать не с хоровых и раскрученных хитов, а с новых песен, вышедших на мини-альбоме 2022 года "Круги". Зная, что зрители сразу же поддержат и их.

Начали с трека "Колесо ножей". А "Фарфоровый шар" - песню-разговор под резкий гитарный бой о том, как бороться с непогодами и тоской, ободряя себя утешающими мыслями и желанием жить сегодняшним днем ("...нет ничего чудесней / чем разбить дурацкий мир на песни / склеить и разбить за словом слово / every day game is over") - зал уже начал петь с солистом. А потом были "Половинка" (тоже с утешительной житейской мудростью, но уже для расставаний: "Ты не верила мне, но любила меня / я оставил с тобой / половинку себя") и перекличкой с девяностыми - "Десять капель" с дебютного альбома группы.

После долгих гастролей по Сибири солист Вячеслав Петкун в Москве иногда кашлял. Но его голос и без того с брутальными низкими нотами и грубовато-харизматчными обертонами, придающим медлякам больше душевности и нерва, а рок-н-роллам - азарта и отваги, звучал как обычно драматично и веско. Хотя кому охота болеть - видя, как певец прихлебывает из термоса что-то горячее, один из зрителей пожелал ему: "Выздоравливай!" Но Петкун со сцены неожиданно обиделся: "Сам выздоравливай! От выздоравливай слышу!"

А "Танцы Минус", взбодрив зал ритмичными хитами "Иду" и "Диктофоны", снова перешли к новинкам. Исполнили еще и "Тетрадь" - тоже из мини-альбома 2022 года, но уже другого - "Переверевеснеть". И совсем недавние, летние премьеры-2023, уже с "с5етель" - титульный трек и "Золотом" - ироничный марш, эдакую ершистую ненарочитую сатиру под которую хочется и маршировать, и смеяться, и думать, может, даже злиться на себя...

Зрители подпевали, были неравнодушны в этот уже морозный вечер, и лидер группы благодарил их, что пришли на концерт. А еще говорил: "Чуваки, нужно потерпеть!" Отдельно выражал симпатию прекрасному полу: "Девушки, спасибо, что пришли и своих привели". Но больше всего восхитился тем, как азартно зал подпел его хиту "Из Ленинграда": "Мы из Ленинграда-града!" Даже удивился: "Что, так много моих земляков? Да ладно?!"

Была и еще одна мало кому знакомая песня "Девочка", и стадионные хиты из 90-х и нулевых: "Не меняй меня", "Город", "Цветут цветы"...

Все было в этом концерте, как и предполагает рок-традиция: хиты и премьеры, драйв и азарт, желание мыслить в песнях и умение общаться, находя контакт со зрительным залом. И если где-то у артиста и осталась "половинка себя" (как в хите "Половинка"), то на этом концерте было как минимум полтора. Одновременно: и лидера, вокалиста группы, и человека, старающегося благодаря песням разобраться в том, что с ним происходит, - то с иронией, то с мудростью, и у которого, может, тоже чему-то стоит поучиться...

А в феврале 2024 года "Танцы Минус" продолжат тур - теперь по городам европейской части России.