Перевернутый с ног на голову мир: о чем «Дворец» Романа Полански
Правильно, никак. Ведь концентрация громких имен обещает забросить произведение выше отеля в швейцарских горах, где происходит действие. Кстати, лента 90-летнего режиссера стала громким событием Венецианского кинофестиваля. И еще больше нашумела в прессе...
История происходит в дорогом отеле, где сильные мира сего собираются встречать новый год, точнее новый век — год 2000-й. Действующие лица: русский бандит (Александр Петров) с эскортом и охраной (и телевизионным Ельциным, уходящим с поста, в придачу), маркиза (Фанни Ардан) с чихуахуа, у которого проблемы с пищеварением из-за черной икры (а у хозяйки симпатия к местному работнику), пожилой бизнесмен (Джон Клиз) с юной супругой (Бронвин Джеймс) и пингвином в подарок (тут главное не вспомнить про наши «Елки»), а также многие другие представители бомонда и обслуживающего персонала...
В мыслях всплывают названия и обрывки других кинолент: «Четыре комнаты» (1995), а еще «1900»,«Легенда о пианисте» (1998), «Отель «Гранд Будапешт» (2014) и почему-то «Омерзительная восьмерка» (2015)... Но все эти картины — из параллельной реальности. Атмосфера «Дворца» скорее похожа на фильм-пародию, цель которого не столько повеселиться со зрителем, сколько посмеяться над ним, а может быть, над самим собой.
Хочется искать глубоких смыслов: отель как уменьшенная модель мира, где очевидно разделение на господ и слуг, пошлость и истасканность первых и легкое пренебрежение к их капризам вторых, растленность всемогущих и смекалистость бесправных... Но почему-то на желании все и останавливается. Смотришь и не ощущаешь ни любви, ни тоски, ни жалости, по сути, ни к кому по разным на то причинам: кто-то нелеп, кто-то отвратителен, кто-то наивен, кто-то самовлюблен, кто-то груб, а может, и глуп...
И даже проблески нежности, человеческого отношения кажутся отблесками от мишуры или диско-шара. Впрочем, после просмотра фильма начинает казаться, что ты наконец понял, что не так с этим миром — в нем просто смешаны несочетаемые ингредиенты, которые еще не успели пропитаться связующим соусом, вот и не удается оценить изысканность вкуса.
Но если посмотреть с другой стороны, может, никаких подтекстов искать не следует? Тогда лента становится сборником довольно скользких анекдотических ситуаций, рассказанных с шиком, остро, но не всегда уместно. Вот и получается, что картина вызывает противоречивые отзывы у зрителей. Порекомендовать ее можно тем, кто хочет почувствовать себя причастным к искусству для избранных, но при этом готов к тому, что предметом препарирования может стать он сам.