«СТЕНА И СЛОВО»: Россиянам презентуют необычный альбом о православных монастырях
Презентация альбома Эдуарда Боякова и Михаила Розанова «СТЕНА И СЛОВО. Русский монастырь на границе с небом» состоится 11 декабря в 15:00 в Новом Театре по адресу: ул. Мясницкая, 7.
Необычный альбом состоит из 10 глав. Каждая посвящена одному из действующих православных монастырей на территории России.
Альбом издан при поддержке частных благотворителей, фонда «Свете Тихий» и Президентского фонда культурных инициатив.
Работа автора текста Эдуарда Боякова и фотохудожника Михаила Розанова не имеет аналогов среди изданий подобного рода. В альбоме содержится более ста фоторабот. Каждый монастырский комплекс, история которого неотъемлема от его географического положения и природного ландшафта, рассматривается авторами как уникальное явление, олицетворяющее русский логос, раскрывающее смысловую сердцевину русской цивилизации.
Написанные Бояковым эссе содержат не только искусствоведческую и историческую информацию. Монастырь в интерпретации авторов альбома — не просто артефакт истории, архитектурный памятник или институция, наделенная административным функционалом. По словам автора — «это материализация русского фронтира, духовный и антропологический рубеж между небом и землей».
«Мы адресуем нашу книгу широкой публике, вне привязки к конфессиональной принадлежности. Ведь и сами православные храмы вписаны в светские городские и сельские ландшафты. Но те смыслы, которые отражены в заголовках, отражают антропологическую норму, к которой должен стремиться каждый русский человек. Праведность, знание, защита Родины, духовный рост — эти стяжания имманентны нормальному человеку, ощущающему себя частью русской культуры, истории, традиции», — сказал Бояков.
Монохромная (черно-белая) съемка, в режиме которой работает Розанов, позволяет увидеть тончайшие детали в рельефах стен и куполов. На фото — только фасады и экстерьеры. Территории безлюдны — ничто не отвлекает от фантастического единения графических линий монастырских строений с дыханием природы. Для каждого монастыря было определено свое время года — то, в которое монастырь наиболее откровенно демонстрировал свою духовную миссию.
Авторы определили десять таких миссий: царство, праведность, знание, аскеза, переход, политика, рубеж, воинство, тайны, подвиг. В этих обозначениях синтезировались объективность (история обители, географическое положение, окружающая природа) и субъективный взгляд двух исследователей.
«Каждая глава начинается с общей панорамы монастыря. Потом взгляд перемещается на территорию, исследует фасады, купола, порталы. Последовательность фотографий тщательно формировалась…. Фото следуют друг за другом в определенном порядке, выстраивая своего рода визуальную драматургию, максимально погружающую читателя в мир каждой обители», — объяснил Розанов.