Как женщины становились главными героинями
Хотя фильмы про супергероев до сих пор считаются мужским видом досуга, женская аудитория у них тоже есть. И женских персонажей в самих фильмах становится больше, причем не на второстепенных ролях. На основе статьи Screen Rant рассказываем о том, как менялись женские образы в фильмах Marvel.
.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }
Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет
Что было раньше
Женщины-супергерои — и суперзлодеи — никогда не были особенно популярны в Голливуде. Отчасти это связано с тем, что комиксы, по которым снимается супергеройское кино, исторически не отличались разнообразием. К женским персонажам часто относились как к второстепенным, и они обычно были сексуализированны.
В 2008 году Marvel Studios запустила Кинематографическую вселенную Marvel, и стало понятно, что фильмы унаследовали от комиксов не только хорошее. Проблема женских образов стала актуальной, о чем свидетельствует, например, конфликт во время съемок «Железного человека 3». В этом фильме есть персонаж Майя Хансен, которую играет британская актриса Ребекка Холл. В одном из интервью Холл рассказала, что Майя должна была стать главной антигероиней фильма — но в итоге ей отвели второстепенную роль. Возможно, потому что руководители Marvel посчитали, что игрушки с женским персонажем не будут продаваться.
Но постепенно отношение студии менялось. Женские персонажи перестали быть красивыми картинками. Теперь это цельные образы, за которыми интересно наблюдать.
Черная Вдова
Впервые героиня появляется в фильме «Железный человек 2» (2010). В комиксах Черная Вдова была одним из самых сексуализированных персонажей, что отражалось в ее костюме. В фильме это попытались обыграть: Наташа Романофф оказывается в Stark Industries как агент Щ.И.Т., чтобы присматривать за Тони Старком, — и моментально покоряет его.
С одной стороны, Черная Вдова становится силой, с которой нужно считаться. С другой — сексуализация никуда не делась. Это устраивало не всех сотрудников Marvel, но изменить что-то в тот момент не удалось.
Гамора
Первые две супергероини вселенной Marvel оставались сексуализированными, хотя Черная Вдова была талантливой шпионкой, а Гамора — лучшей убийцей в галактике. Режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн создал цельного и живого персонажа, но сюжет был выстроен вокруг Звездного Лорда, и Гамора в первую очередь стала любовным интересом главного героя.
В сиквеле Ганн решил изменить ситуацию — и во втором фильме мы видим много женских персонажей, причем разных типов: не только стереотипных супергероинь. Казалось, что в Marvel начинают осознавать недостатки своего подхода к изображению женщин и готовы с этим работать.
Алая Ведьма
Еще один крайне сексуализированный персонаж комиксов. Алая Ведьма впервые появляется в фильме «Мстители: Эра Альтрона». Режиссер Джосс Уидон сразу предупредил Элизабет Олсен, игравшую эту роль, что костюмы не будут похожи на те, которые Алая Ведьма носит в комиксах. Но все же сексуализация никуда не делась — и на фоне других женских образов оказалась особенно заметной.
Оса
Хоуп ван Дайн — персонаж фильмов «Человек-муравей» и «Человек-муравей и Оса». Она заметно отличается от предыдущих женских персонажей в фильмах Marvel. Хотя у нее и возникают романтические отношения с главным героем, все же Оса показана как более компетентный и талантливый персонаж.
В первом фильме она даже была наставником Человека-муравья — на этом фоне решение выбрать его для миссии выглядит немного странным.
Шури и Капитан Марвел
Настоящие изменения произошли благодаря фильмам «Черная пантера» и «Капитан Марвел», где женские персонажи вышли на передний план. Шури из «Черной пантеры» умнее даже Тони Старка, а Капитан Марвел — самый могущественный человек в киновселенной.
Начнем с «Черной пантеры». Хотя в Ваканде и был король, он во многом зависел от окружающих его женщин, будь то управление, развитие технологий или помощь в битвах. В фильме женщины и мужчины показаны как равные, и нельзя сказать, что здесь есть гендерная предвзятость.
В то же время «Капитан Марвел» — это откровенно феминистский фильм, что вполне соответствует комиксам: оригинальный персонаж — наиболее заметная феминистка во вселенной Marvel. И костюмы в фильме вполне этому соответствуют: они современные и удобные, без лишней сексуализации — как раз для супергероини. «Капитан Марвел» собрал в прокате более 1 млрд долларов, что показало: зрители уже готовы к фильмам, где женщины-супергерои выходят на первый план.
Взросление киновселенной
Проекты Marvel последних пары лет показывают, что студия действительно стремится изменить свое отношение к женским образам. В сериале «Ванда/Вижн» у Алой Ведьмы наконец появился удобный костюм, дизайн которого создавался вместе с Элизабет Олсен. Скарлетт Йоханссон в «Черной Вдове» (2021) тоже носит только удобную для шпионки одежду — и это тоже во многом заслуга самой актрисы.
Но дело не только в костюмах. Появляются фильмы и сериалы, в центре которых — прежде всего женская история и проблемы. Та же «Черная Вдова» рассказывает о борьбе женщин за свободу воли, а «Капитан Марвел 2» (2023), как и первый фильм, остается историей о сильных женщинах.