Откуда взялся сумасшедший успех фильмов «Чебурашка» и «По щучьему велению»?

В первой декаде декабря кассовые сборы фильма «По щучьему велению» приблизились к 2,5 млрд руб. Таким образом, он уверенно удерживает вторую строчку рейтинга после «Чебурашки» (свыше 7 млрд), обогнав даже космическую драму «Вызов» (2,16 млрд).

Откуда взялся сумасшедший успех фильмов «Чебурашка» и «По щучьему велению»?
© News.ru

Деньги решали все

Что случилось с нашим зрителем? Откуда такой взрыв интереса к фильму-сказке и сказочным персонажам? Пожалуй, ничего подобного не бывало с тех времен, когда в отечественном кинематографе царствовал король сказки Александр Роу. «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы» — далеко не полный список шедевров выдающегося режиссера. Интересно, что первой кинопостановкой Александра Роу стал черно-белый фильм 1938-го года «По щучьему велению».

Хотя коммерческую составляющую советских фильмов-сказок никто не исключал (в конце концов, производство не должно быть убыточным) — это было далеко не главным. Прежде всего, такие ленты несли воспитательную нагрузку. Как и литературная основа, они учили доброте, порядочности, честности, отваге. Помните: «сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

В 90-е годы прошлого века на наши экраны хлынул поток западного, прежде всего американского кино. По большей части — это была низкосортная продукция. Нам по дешевке сбывали залежалый товар к взаимному коммерческому удовлетворению продавца и дистрибьютора. Что же касается зрителя, то он попадался на фактор новизны. И на этом чувстве в свое время отыгрались по полной. Весь российский кинематограф пал на колени, что уж говорить о детском и семейном кино. Экран завалила «чернуха» и незатейливые малобюджетные комедии.

С тех, губительных для российской киноиндустрии, 90-х никто даже не пытался приблизиться к жанру фильма-сказки. Ибо коммерческая составляющая теперь доминировала надо всем прочим. Первые пробные попытки начались с мультипликации. С 2004 года полнометражный анимационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» открывает коммерчески успешный цикл о приключениях русских богатырей.

Сила России

В 2009 году на экраны выходит «Маша и медведь». Это стало настоящей революцией в анимации. Фильм имеет такой бешеный успех у нас и за рубежом, что его даже принято считать так называемой «мягкой силой» России.

К этому времени стал вызревать общественный запрос не просто на наше кино, но на то, что хранит в себе глубинные народные смыслы. В его основе лежат национальные традиции и зашифрованы особые коды, непостижимые для расчетливого западного менталитета.

Наступил момент, когда совпали коммерческий фактор и зрительский запрос. И вот на экранах появляются: «Последний богатырь», «Конек-горбунок». Наконец «Чебурашка» сносит все мыслимые и немыслимые представления об экранном успехе в принципе. Позволю себе приравнять трогательного лопоухого героя — выдумку Эдуарда Успенского, к сказочным персонажам.

Мы верим в чудо

Мне представляется, что фильм-сказку «По щучьему велению» делали, уже не опасаясь за ее экранную судьбу. В Емеле есть то, что отзывается в душе русского человека, что закодировано в нем навеки. Это мечтательность, желание изменить привычный мир, однако скорее при помощи чуда, мгновенного импульса, волшебства. И это ничуть не противоречит его умению взвалить на себя любой труд и, если потребуется, совершить подвиг. Но до последнего он будет надеяться на Щуку, на Конька-горбунка, в общем, на русское «авось». А Чебурашка всегда будет импонировать своею находчивостью: «Давай, Гена, я понесу чемодан, а ты понесешь меня!»

Нет худа без добра, и западные санкции, введенные против нашей страны, сработали нам на руку. Только теперь в сфере кинематографа. Все, как в сказке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».