"Надо ставить такие спектакли, как "Стойкий оловянный солдатик", на правильные и добрые темы".
О подготовке и последних приготовлениях праздничного спектакля для детей и их родителей композитор рассказал в эксклюзивном интервью "Ревизору.ru". Здравствуйте, Андрей! Все в ожидании премьеры, которая обещает быть незабываемой для детей и взрослых. Ваше музыкальное представление – или это мюзикл? – уже на финишной прямой? По документам, так как проект реализуется на деньги ПФКИ, то в заявке написано, что это детский музыкальный спектакль. Так и получается. Я считаю, что мюзикл – это название иностранное. Наш спектакль – музыкальная сказка, там очень много треков, песен героев и музыки. Осталось буквально 2-3 номера записать в студии и свести голоса. Работа с моей стороны практически закончилась. Достаточно сложно работать, находясь вдалеке и не участвуя в репетициях труппы, переписываясь, вникать в эмоциональные и творческие порывы. Но мы с режиссёром Наташей Гончаровой соединились в одно целое. Она характеризовала музыку надписями, и я пытался по этим пожеланиям что-то создавать. Я сначала боялся, что она очень быстро принимает музыку, у меня такого никогда не было, но у нас всё легко пошло, также легко и закончится. Пьеса драматурга Катерины Антоновой по мотивам сказки Андерсена написана достаточно понятно, ею написаны и очень хорошие песенные стихи, музыка у меня прямо из рук лилась. Интересно, какими словами режиссёр описывала подходящую сюжету, на её взгляд, музыку? Чисто эмоциональными и действенными словами – поэнергичнее, повеселее, побыстрее, помедленнее. Потом мы хронометрировали: 15 секунд быстрой музыки, потом должен прозвучать какой-нибудь волшебный звук, дальше нужна ритмичная музыка под хлопки. Подобно сочинению музыки к мультфильму, под видеоряд – две секунды медленная, потом удар, волшебный звук и т.д. Так выстраивается музыка на час. То есть музыка иллюстративная? Да, безусловно. Там есть смена картин, эпизодов, сцен сражения, погони, падения из окна и другого. Всё остальное песенное – герои поют свои номера. Музыки много, это спектакль, но музыкальный. Всё создавалось в процессе переписки нашей творческой команды. Я получал требуемую для музыкального номера тональность от Кожевникова Владимира Владимировича – музыкального руководителя Мариупольского драматического театра, и просто писал в заданной тональности. Я предполагал сообразно гендеру, что кошка – это девушка, тролль – это мужчина, хотя в театре бывают разные метаморфозы, но я писал исходя из заданной музыкальной тональности. Персонажи – молодые актёры. Вот если у меня написано в сценарии крыса, значит, всё-таки это женский голос. Фото: © Ревизор.ru У героев есть свои арии? Можно назвать песнями, можно ариями. Просто они не очень большие по размеру, поэтому называю их песнями. В театр мы послали и минусовые фонограммы, и треки, которые руководитель театр сможет свести по-своему и записать. Если им понадобится фонограмма с голосом, они запишут это уже у себя сами. Инструментальная музыка без вокала содержит лейтмотивы – музыкальные характеристики героев? Да, будет звучать несколько вальсов, которые были записаны оркестром. Лейтмотивы, конечно, присутствуют. Тема солдатика или тема тролля. В мелодике каждой песни и есть лейтмотив, потому что он повторяется драматургически на появлении персонажей. Тролль злобный, поэтому его тема превращается в зловещие звуки. Инструментовка тоже отражает образы персонажей. Я сам это придумывал, но мы с Наташей единогласно работали. Эскиз я делал из инструментального набора, который есть в Мариупольском театре, потом уже на студии добавил больше звучания электронных инструментов. Там режиссёр подсказал мне использовать немного электронных сэмплов, чтобы было более современно. Ваша музыка как-то отсылает к эпохе Андерсена, или она современно звучит? Она целиком современна и близка детям и их родителям. Главное, чтобы музыка создавала хорошее настроение и драматургически отражала сказку. Наш спектакль начинается с вальса, который олицетворяет новогоднее настроение: снежинки, подарки, стол, огоньки, вьюга за окном, ёлка и мандарины. Вам в целом симпатична получившаяся пьеса "Стойкий оловянный солдатик", которая изменила оригинальный сюжет? Да, конечно, в любом случае я всегда доверяю драматургу и режиссёру, потому что они, в отличие от композиторов, видят замысел готовым проектом. Композиторы работают в прикладном режиме, по сценическим эпизодам. А итог мы видим уже в конце на сцене. Мне будет очень интересно посмотреть результат нашей работы. А драматический момент есть в музыке? В сцене кошки с крысой есть драматизм и в финальной главной битве – добро должно победить зло. Там герои не поют, вокала нет, а присутствует чисто хореографические решение. Интересно было работать над проектом? По времени и удобству были определённые сложности, но и время сейчас такое сложное, поэтому нас, советских людей, не напугать. Приступил к работе, как только была написана пьеса. Я работал в графике, откладывал какие-то свои другие проекты, потому что в приоритете был данный спектакль. Мы вместе с Наташей шли в графике, думаю, что всё будет хорошо. Я очень люблю писать музыку для театра, это интересно, ведь там есть драматургия, которую задают люди, и ты, основываясь на ней, пишешь музыку. Здесь была командная работа, объединившая многих людей. Что я сочинил – Наталье понравилось, и слава Богу, а какая это музыка – время покажет. Откуда к вам поступило предложение? Я часто бывал в Мариуполе с гуманитарной и творческой помощью. Мы часто туда ездили с народным артистом Андреем Алексеевичем Соколовым в рамках его проекта Культурная помощь Донбассу. В одной из поездок мы познакомились с Александром Ростовым – это бывший художественный руководитель Мариупольского Русского драматического театра, который представил труппу, провёл экскурсию по сожжённому театру. Мы просто начали дружить. В прошлом году мы помогли ему с костюмами для новогодней сказки. Потом возили туда виолончель. Первым этой пьесой загорелся Саша. Он предложил её поставить. Но по состоянию здоровья он был вынужден уйти. Но идея не пропала, её продолжил Денис Кирис, который оформил это в проект, получивший поддержку ПФКИ, потому что надо ставить новые спектакли на наших новых территориях. С Александром мы даже начинали работать, но в итоге продолжили работу с Натальей Гончаровой. Всего спектаклей будет 26, они будут идти с 24 декабря по 14 января. "Стойкий оловянный солдатик" должен стать репертуарным спектаклем в Мариупольском театре, его надо играть и потом. Если потребуется, мы поможем его адаптировать для других праздников и времён года. Половина города разрушено, только сейчас он начал отстраиваться. Поэтому надо ставить следующие спектакли на правильные и добрые темы, потому что детям и взрослым сейчас это нужно, информационно и просветительски. Желаю, чтобы был мир на всех наших новых территориях, и чтобы мы всегда активно взаимодействовали с театрами на этих землях. Мы все готовы работать!