Шостаковичи и Стравинские? Чайковские и Рахманиновы?  Кто они – современные авторы?

Давать оценку сочинениям молодых авторов – миссия непростая. Вспоминается знаменитый "Конец времени композиторов" В. Мартынова, и возникает вопрос: а не наступил ли тот самый конец? Как показал первый камерный концерт-презентация издательства "Шостаковичи и Стравинские" (16+), состоявшийся 5 декабря 2023 года в Архиповском музыкальном салоне, конец не наступил. Молодых композиторов по-прежнему интересуют важнейшие явления человеческого бытия: добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и ложь. Концерт, представляющий новый мультимедийный проект, был организован композитором, продюсером, основателем и главой издательства современной академической музыки "Шостаковичи и Стравинские" Алиной Небыковой и командой Союза композиторов Евразии. В этот вечер в Архиповском зале было очень атмосферно – горящие на полу свечи создавали высокий и в то же время романтический тон. Зал заполнился публикой самых разных возрастов. Организаторы провели тщательную подготовку к концерту, включая программки, внутри которых размещались QR-коды, предоставляющие слушателям возможность добавить в свой плейлист понравившееся произведение. Был задействован яркий состав исполнителей. Среди приглашенных музыкантов числились артисты Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского – Павел Солдатиков (скрипка) и Георгий Ткачев (виолончель), артист Государственного камерного оркестра "Виртуозы Москвы" Игорь Гольденберг (фортепиано), лауреат международных и всероссийских конкурсов Анна Шкуровская, артистка театра "Геликон-Опера" Дарья Гусейнова. В качестве исполнителей должны были выступить и сами авторы заявленных в программе произведений, многие из которых являются концертирующими пианистами, лауреатами исполнительских фестивалей и конкурсов. Открыла вечер Поэма для фортепианного трио "Русские фрески" московского композитора Романа Львовича. Автор сочинения (в прошлом ученик Р. С. Леденёва), следуя направлению, заданному его учителем, в своей Поэме обратился к теме России. В произведении Романа Львовича нашли воплощение картины, связанные с отражением трех образно-смысловых пластов, берущих начало в язычестве, православии и атеизме – именно в таком порядке они выстроены у композитора. "Языческий" блок развивается из одноголосной темы у скрипки (Павел Солдатиков), отмеченной характерной архаической музыкальной атрибутикой – попевочным строением, модальностью, метроритмической ассиметрией, адресующими к образцам, созданным гением И.Ф. Стравинского. Сфера православия представлена в произведении аскетичным тематизмом, родственным древнерусским церковным напевам, который по мере развития расцветает по-рахманиновски романтическими интонациями. Наиболее впечатляющим был "атеистический" блок, в котором автору удалось нарисовать яркую музыкальную картину эпохи советского строя – в ней угадывались и легкие шаги кавалерии, и целеустремленность массовой песни, и даже аллюзия на свиридовское "Время, вперед". Гримасу американского глобализма, промелькнувшую в финале сочинения, сменили тревожные репетиции у виолончели (Георгий Ткачев) с октавными остановками у фортепиано (Игорь Гольденберг), а растерянные пиццикато у скрипки повисли скорбным вопросом: а что же дальше? Павел Солдатиков, Игорь Гольденберг, Георгий Ткачев. Это и последующее произведение программы явились знаковыми как для мероприятия в целом, так и для той смысловой платформы, которая обнаружилась на первом концерте издательства "Шостаковичи и Стравинские". В Поэме Романа Львовича прозвучали глобальные вопросы не только о пути России, но и о пути каждой творческой личности, о ее свободном выборе. И ответ был отчасти дан во втором номере концерта, фортепианных пьесах Т. А. Чудовой, которые организатор концерта, композитор Алина Небыкова, включила в программу в качестве приношения своему Учителю. Две лаконичные, мастерски написанные фортепианные пьесы Т.А. Чудовой — "Протяжная" и "Плясовая" — в дальнейшем по ходу развития концерта воспринимались как маяк в насыщенном пространстве стилей и жанров. Вспоминалось знаменитое изречение М.И. Глинки: "Музыку создает народ, а мы, композиторы, только аранжируем". Такой ориентир жизненно необходим молодым композиторам, ищущим, порой рефлексирующим, что и показал последующий номер программы. На сцену вышла ученица Т.А. Чудовой – София Круглова (в настоящий момент студентка 5 курса МГК им. П. И. Чайковского класса профессора А.А. Коблякова), вместе с Павлом Солдатиковым исполнившая свое произведение для скрипки и фортепиано с интригующим названием "Интроспекция". Путь личностных поисков автора предстал перед слушателями с исповеднической искренностью молодости. Насыщенная партия скрипки и красочное звучание рояля передавали разнообразие внутренних состояний автора – от умиротворения до аффектации. "Через сомнения и переживания к принятию и умиротворению" – такую сюжетную линию наметила сама София в своем комментарии. Сидевший рядом молодой музыкант (студент) удивился тому, как конкретно композиторы определяют программу своих сочинений. На его взгляд, это не оставляет место слушателю домыслить, порассуждать самостоятельно. Должно быть, это замечание – знак того, что в нашем обществе вырастает слушатель, способный не только к эстетическому восприятию музыки, но и к глубокому ее осмыслению. Сочинение Петра Корягина Вальс "Первый бал" для двух роялей как нельзя лучше вписывалось в драматургию концерта. Думается, что классический вальс должен быть в авторском портфолио каждого композитора. В интерпретации Петра Корягина этот жанр предстал в пьесе, недвусмысленно воплощающей образ молодости, ясной устремленности в будущее, порывистости, светлых и чистых надежд. Этот характер удачно подхватили и реализовали на сцене молодые исполнительницы произведения – София Круглова и Арина Черепович. Следующая пьеса концерта раскрывала Петра Корягина с другой стороны. В своем фортепианном произведении "Прелюдия к жизни" композитор осмысливал путь спасения человеческой души, пересекающей океан жизненных коллизий и волнений. Драматичное краткое вступление сочинения сменялось скорбным музыкальным повествованием, стилистически родственным произведениям И.С. Баха. Дальнейшее развитие пьесы имело более романтический характер, однако не оставляло ощущение некоего образного родства с "Солярисом" А.А. Тарковского, а именно со знаменитой вставкой Э. Н. Артемьева органной хоральной прелюдии f-moll И. С. Баха в драматургию этой кинокартины,"говорящей" на языке покаяния и духовного преображения. Продолжил программу концерта творческий союз четы Гусейновых, который подарил публике красоту восточных образов. "Аромат цветущей сакуры" для сопрано, скрипки и фортепиано преизливался в художественном пространстве вечера от Дарьи Гусейновой (исполнительницы вокальной партии), Павла Солдатикова (скрипка) и Игоря Гольдберга (фортепиано). Первую половину произведения скрипка в руках Павла Солдатикова буквально пела о любви и страсти, а во второй половине эта кантиленная линия была подхвачена выразительным сопрано Дарьи. Музыка опуса отмечена динамичностью и силой чувства, местами танцевальной упругостью, а звучание скрипки рождало в памяти образ Шехеразады, живописанный Н. А. Римским-Корсаковым в его Симфонической сюите. Фортепианное произведение Арины Черепович с провокационным названием "Водосточные трубы" было представлено на суд публики в исполнении Софии Кругловой. Вопреки заданной наименованием пьесы программе, в ней неожиданно открылся образ одинокой и хрупкой девушки, созерцающей капли дождя в контрапункте со звучанием водостоков. Композиция недвусмысленно передавала меланхоличное погружение автора в собственное "я" в окружении музыки дождя, хотя сама Арина Черепович в своем предисловии предлагала каждому слушателю сформировать собственную интерпретацию её звуковой картины. Ярким контрастом предыдущему номеру прозвучало произведение Алины Небыковой "Фортуна" для скрипки и арфы. Образы древнеримской богини и крылатого выражения "колесо Фортуны", характеризующего постоянную изменчивость судьбы, предстали в блистательном исполнении Анны Шкуровской (арфа) и Павла Солдатикова (скрипка). Остинатные арфовые переливы и выразительная мелодия адресовали к идее непрестанного движения, а также к образам женственности, красоты, эстетизма. Невольно возникала мысль, что эта музыка отображает облик ее автора, и Алина в полном смысле слова выразила присущий ей стиль – композиторский и личностный. Зрители концерта. Как признался следующий герой концерта, Илья Кузнецов, в своей Большой концертной фантазии F-dur он стремился к созданию жизнерадостной музыки, что композитору, безусловно, удалось. Исполненное автором произведение было полно воодушевления и энергичной устремленности, в его фактурно-гармоническом строе прослушивалось родство с красочной сферой в духе ярких голливудских музыкальных композиций 60-70-х годов XX века. Хотя и нашлось место напряженным эпизодам – в средней части произведения присутствовали фрагменты, отмеченные сосредоточенно-минорным строем и острой скерцозностью. В целом же можно порадоваться, что есть авторы, намеренно пишущие жизнеутверждающие сочинения, и это вполне оправдано – заключительные аккорды произведения сорвали многочисленные овации слушателей. Фортепианное произведение "На пути к колокольне счастья" санкт-петербургского композитора Александра Петрова в исполнении Игоря Гольдберга явило публике новые краски, палитра которых воплощала смысловые сферы, представленные, по словам автора, "парадоксальным сочетанием иронии и мистики, философской проблематики и эстетики абсурда". Заложенная композитором программа, одной из составляющей которой является идея поиска счастья, многозначно отображена в звуковом пространстве этого опуса. Колко-саркастическая стаккатированная основная тема, колокольные интонации, елеуловимая квази-цитата темы из русской народной песни "Эй, ухнем", грузные фортепианные удары в финале произведения, вызывающие ассоциации как с ударами колокола, так и с его падением… Вот уж где слушателю представилась возможность самостоятельно подумать над образами и их воплощением. В прозвучавших далее шести пьесах из "Сюиты для фортепиано Михаила Ковалева, виртуозно исполненных автором, перед публикой прошла череда музыкальных картин, обрисованных импрессионистическими, порой фантастическими красками. Пьесы Сюиты ("Ветер", "Размышление", "Рассвет", "Сфинксы", "Колокола", "Торжество") отличала яркая художественная изобразительность, а блестящее музыкальное воплощение представляло ее автора как опытного пианиста, музыканта, прекрасно владеющего широкой палитрой фортепианных фактурных приемов. Михаил Ковалев. Завершала вечер трехчастная Соната для скрипки и фортепиано ростовского композитора Эльвиры Коргуевой в исполнении Павла Солдатикова (скрипка) и Игоря Гольдберга (фортепиано): сочинение с мощным темпераментом, иногда даже пафосом, льющимся через край. Пронизанная пунктирным ритмом первая часть Сонаты передавала истовую, порой пламенную речь автора. Вторая часть, отмеченная широкой кантиленной мелодической линией у скрипки, чуть снизила высокий градус высказывания. В третьей части Эльвира Коргуева явила еще одну грань своего творческого темперамента – скерцообразная насыщенная фактура части балансировала на грани композиторского "хулиганства", результатом которого явилась аллюзия на тему судьбы из Пятой симфонии c-moll Л. ван Бетховена в финальных тактах. Такое заключение программы концерта снова показалось символичным – в рамках сочинения и самого концерта эта смысловая отсылка получила иную семантическую окраску. Вместо идеи фатальности, рока, тема судьбы предстала выражением того, как активные, пассионарные молодые авторы обращаются к сердцам слушателей, стремясь достучаться до каждого из них. Итак, первый концерт с музыкой современных молодых композиторов, организованный издательством "Шостаковичи и Стравинские" показал, что уходят времена кластера "простейшего обыкновенного", и снова в новейшей музыке находится место мелодии, гармонии, а вместе с ними – красоте, живым чувствам, образам и идеям, как сказал по ходу действия концерта Президент Союза композиторов Евразии А. К. Батурин. Возможно, поэтому вечер, длящийся почти два с половиной часа, пролетел незаметно. Каждый из авторов произведений, вошедших в программу концерта, попытался выразить свою личностную и творческую ойкумену, опираясь на те традиции, которое нам оставила в наследство мировая музыкальная культура. И думается, что это именно то зерно, из которого произрастет мощное древо – плеяда новых Шостаковичей и Стравинских, Чайковских и Рахманиновых…

Шостаковичи и Стравинские? Чайковские и Рахманиновы?  Кто они – современные авторы?
© Ревизор.ru