Нина Шацкая: У исполнителя должна быть душа
В минувшую пятницу, 15 декабря, заслуженная артистка России, исполнительница русских романсов Нина Шацкая выступила с сольным концертом в Кремлевском дворце. «Вечерняя Москва» пообщалась с певицей.
— Нина Аркадьевна, в Кремлевском дворце звучали романсы, джаз. А в ноябре вы давали концерт «Кафешантан» на площадке Москонцерта. Судя по названию, это было выступление в другом стиле?
— В программе «Кафешантан» отражена моя любовь к Серебряному веку и варьете. Раньше я раз в три месяца давала концерт для друзей в подобном формате. В непринужденной атмосфере маленького клуба валяла дурака, пела. Зал шумел, подпевал.
— Любовь к Серебряному веку связана с тем, что ваши родные лично виделись с Анной Ахматовой?
— Великое видится издалека. Моя мама в детстве встречала Анну Андреевну. Сейчас она с досадой вспоминает о том, что не узнавала ее, хотя тогда и была ребенком. Многое в моей работе — отражение творчества Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Например, в октябре мы с Ольгой Кабо представили проект, в котором я исполняю песни на стихи Ахматовой под музыку Златы Раздолиной.
— Во французских кафешантанах, в соответствии с описанием вашего шоу, собирались гедонисты (люди, видящие цель жизни в получении удовольствия. — «ВМ»), чтобы насладиться музыкой. А вы считаете себя гедонистом?
— Нет, не считаю. Наверное, эти люди были если не аристократами, то жили на какую-то ренту. А сейчас у нас нет такой возможности: я вынуждена думать, на какие деньги осуществлять свои проекты. Слава богу, что Москонцерт позволяет экспериментировать на своей базе.
— Если бы Москонцерт сейчас организовал выступление в одном из четырех новых российских регионов, вы бы присоединились?
— Москонцерт постоянно организует такие поездки. Считаю, что артист должен ездить везде. Искусство создано для того, чтобы утешать и объединять людей. Это главный, универсальный язык.
— Расскажите, пожалуйста, о своих выступлениях за границей.
— Весной я пела в Будапеште, в российском доме науки и искусства. Многие такие площадки закрываются по всему миру, объявляют российских артистов персонами нон грата. Тем не менее в этот раз там собралось много иностранцев. Две трети из них составили работники посольств.
Я пела русские романсы в своей свободной манере, приближенной к джазовым балладам. Большинство не понимало русского языка, но принимало это искусство на ура.
— Возникает ли иногда чувство, что вы — человек из другой эпохи?
— Еще в юности часто мне говорили, что я выпадаю, что я неформат. Якобы держу себя на сцене как-то не так. Но люди не понимают, что в идеале школа мьюзик-холла (вид эстрадного театра, в котором чередуются эстрадные, цирковые, балетные номера. — «ВМ»), кабаре — это не ресторан в подвальчике, а высококлассное театральное шоу уровня берлинского Фридрихштадтпаласт (театр в центре Берлина. — «ВМ»). Конечно, повторить такое сейчас очень сложно, но мы постарались сделать что-то похожее в «Кафешантан».
— Знаменитый саксофонист Игорь Бутман говорил, что в Америке джаз охладел, а в России он горячий, живой. Вы согласны с этим?
— Мой первый сольный концерт в Зале Чайковского назывался «От романса до джаза». Многие тогда говорили, что я совершаю ошибку — нельзя объединить эти жанры и эту публику. В итоге жанр пересечения разных стилей — кроссовер — завоевал мир. Конечно, наш джаз живой, потому что он все время оплодотворяется новыми направлениями.
— Можно ли сказать, что ваше творчество, в том числе, проявляется в стиле шансон?
— На самом деле я была одной из первых, кого пригласили на радио «Шансон». Создатели станции изначально подразумевали, что это будет не лагерная лирика, а именно шансон в чистом, незамутненном виде: бардовская французская, итальянская музыка, романс. Иногда я могу «похулиганить», спеть фривольные песни, если они не переходят моих внутренних границ.
— У многих людей сложился такой стереотип, что шансон — это бандитский жанр. Это ведь не так?
— Шансон разный, так же как и джаз. Есть много направлений, в том числе и «лагерная» музыка. «Есть женщины» — песня, которую мне дала Катя Семенова (певица и актриса. — «ВМ»). Это уже фантастическая лирика, но при этом типичный эстрадный шансон. Михаил Звездинский (известный исполнитель русского шансона. — «ВМ») в свое время мне разрешил исполнять его песню «Время». Ее очень любят. Можно сказать, что есть высокий шансон.
— В шоу-бизнесе всегда большая конкуренция, но у вас своя, особенная ниша. В романсе и шансоне тоже есть соперничество?
— В шансоне очень большая конкуренция, потому что туда приходят люди, которые считают, что этому можно не учиться. И вправду, если человек умеет петь от природы задушевно, ему это необязательно. А в романсе — сложнее. Только кажется, что он простой. На самом деле надо много учиться, чтобы все было на своих местах: ноты, стилистика, легато, слово, фразы. И главное: если в нем нет харизмы исполнителя, то романс превращается в обычную грустную песню. Многие люди, услышав такое унылое искусство, закроют для себя этот жанр. Молодые артисты могут почувствовать себя очень печально от этого.
— А шансон — он русский?
— Это продукт советской музыки, уникального межнационального сплава артистов. Сейчас почитатели двух великих мастеров не могут договориться. Это армянин Арно Бабаджанян и азербайджанец Муслим Магомаев, который сделал известными его песни. Знакомые музыканты-армяне жалуются мне, что в концерте не могут упомянуть авторство Арно Арутюновича. Сейчас это стало больным местом, а в СССР творческие коллективы общались между собой. И в этой коммуникации всех республик рождались удивительные вещи.
ДОСЬЕ
Заслуженная артистка России Нина (Нинэль) Шацкая родилась 22 апреля 1966 года в Рыбинске. В 1988 году окончила Высшую профсоюзную школу культуры по специальности «социально-культурная деятельность». Появлялась на экране в телесериалах «На углу, у Патриарших» и «В круге первом». Также принимала участие в шестом сезоне вокального шоу талантов «Голос» на «Первом канале» в 2017 году.
Первые шаги
В детстве Нина Шацкая часто участвовала в мероприятиях джазового оркестра под руководством Аркадия Шацкого, своего отца. В подростковом возрасте будущая певица много занималась танцами. Творческий путь в вокальном искусстве начался для Нины Шацкой в студии мюзик-холла в Ленинграде.
Выступает перед солдатами
Нина Шацкая — заслуженная артистка России. В конце 1990-х исполнительница очень много гастролировала. Один из проектов, в которых она продолжает участие, — «Экология души». Цель организаторов — показать военнослужащим срочной службы ту музыку, которую они сами бы никогда не послушали. В рамках проекта певица исполняет для солдат лучшие песни из своего репертуара.
Семья
Певица замужем за главным редактором одной из российских газет Павлом Гусевым. Свадьба в 2019 году стала для Нины Шацкой первой, а для Гусева — четвертой. Вместе с мужем певица часто путешествует за границей: в 2023 году они ездили в Индонезию.
Наследие
Нина Шацкая — член жюри международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Организует его заслуженная артистка России Галина Преображенская.
С иголочки
Нина Шацкая увлекается дизайном одежды и положительно отзывается о работах отечественных модельеров. Певица считает, что жанр ее музыки очень близок по духу к русским боярским костюмам. Артистка даже носит душегреи. Кроме того, она участвовала в модном показе семьи Глазуновых. Для путешествий, гастролей и репетиций Шацкая использует модели дизайнера Наташи Матросовой.
Хобби
Певице нравится активный отдых. Особенно она выделяет дайвинг — погружается на 25–30 метров. Также Шацкая прыгала с парашютом. Другое увлечение певицы — фотография (на фото справа). Она выпустила два альбома с портретами и историями о своих поездках по миру.