Для режиссера Майкла Манна выход этого фильма — своего рода сбывшаяся мечта: идею снять драму по биографии Энцо Феррари, автогонщика и основателя компании Ferrari, он вынашивал более 20 лет. Премьера картины с Адамом Драйвером и Пенелопой Крус в главных ролях состоялась в конце августа на Венецианском кинофестивале, теперь лента выходит в мировой прокат: увидеть ее смогут и российские зрители. Рассказываем, как создавался фильм и чего ожидать от его просмотра.
В биографии Энцо Феррари довольно много сложных и спорных моментов: начиная с даты его появления на свет (гонщик утверждал, что в свидетельстве о рождении указана ненастоящая), заканчивая вероятным сотрудничеством с Бенито Муссолини. Тем не менее точно известно, что всю свою жизнь он посвятил делу, без которого не мыслил себя. Энцо захотел заняться автоспортом в 10 лет, когда оказался свидетелем победы Феличе Наццаро (одного из лучших гонщиков первой трети XX века) на соревнованиях 1908 года в Болонье. Из-за ранней смерти отца Феррари сразу же после армии был вынужден найти работу: он не успел получить специальное образование, поэтому в компанию Fiat его не приняли. Энцо начинал как водитель-испытатель на механическом заводе в Милане, получил повышение до гонщика, смог перейти в компанию "Альфа-Ромео" и участвовал в престижных соревнованиях, разрабатывал запчасти для скоростных автомобилей. Основал свою гоночную команду Scuderia Ferrari ("Конюшня Феррари"), а затем и компанию Ferrari, автомобили которой вскоре стали национальным достоянием Италии.
"Нам хотелось показать накал страстей"
Картина Майкла Манна не дает подробного рассказа о становлении Энцо Феррари и его бренда, она переносит в 1957 год — пожалуй, самый напряженный в жизни главного героя. Энцо (Адам Драйвер) уже под 60, он давно не участвует в гонках и закрепился в статусе автомобильного магната. Однако все начинает рушиться: компания Ferrari оказывается на грани банкротства, ссоры с женой Лаурой (Пенелопа Крус) учащаются, что немудрено — у Энцо есть любовница Лина (Шейлин Вудли), которая воспитывает их общего, уже 12-летнего ребенка.
С Лаурой Энцо не может развестись не только из-за жестких итальянских законов, но и потому, что она его бизнес-партнер, владеющий половиной акций. Связывает их и общая трагедия — год назад от неизлечимой болезни умер их 24-летний сын Дино. Феррари не может пережить эту потерю и постоянно ходит на кладбище, а фоном для всех скопившихся проблем становится его депрессия.
Чтобы окончательно не увязнуть, спасти свою компанию и вернуть ей авторитет, Энцо решает, что Ferrari будет участвовать в гонках Mille Miglia — одном из самых престижных и опасных соревнований на выносливость, которое проводится не на специальных трассах, а на дорогах общего пользования.
Забегая вперед, скажем, что это дело не увенчалось успехом. Точнее, последствия были катастрофическими. За 120 км до финиша, недалеко от города Гуидиццоло, пилот Альфонсо де Портаго на Ferrari 335S развил скорость 250 км/ч, после чего у него взорвалась шина и он врезался в толпу. Погибли Портаго, его напарник и еще девять зрителей, пять из которых были детьми. После этой аварии власти Италии закрыли существовавшую много лет гонку Mille Miglia, а самого Энцо Феррари обвинили в непредумышленном убийстве.
"В ту эпоху машины, особенно "Феррари", были невероятно мощными. Техника была передовой, но гонки были смертельно опасными. В 1956–1958 годах доля погибших гонщиков практически достигала 50%. Что же заставляло мужчин в самом расцвете сил идти на это? Они верили, что с ними ничего не случится", — рассказывает Майкл Манн в промоматериалах к фильму. В его картине отражены все трагические события в жизни Феррари, пришедшиеся на 1957-й, а на чем еще сфокусировался режиссер и где поставил точку, можно узнать во время просмотра. "Это не просто хронология судеб наших героев. Вы увидите всего три месяца из их жизни, но каких! Нам хотелось показать настоящий накал страстей и драматизм", — говорит режиссер.
Долгий разгон
"Феррари" — первый за восемь лет полнометражный фильм Манна. Как режиссер он хорошо известен своими работами, основанными на реальных событиях, среди них: драмы "Схватка" (1995) и "Свой человек" (1999), байопик "Али" (2001) о жизни боксера Мухаммеда Али и боевик "Джонни Д." (2009) по мотивам биографии преступника Джона Диллинджера. Еще он выступал продюсером "Авиатора" (2004) — фильма о летчике и кинопродюсере Говарде Хьюзе.
О том, чтобы экранизировать историю Энцо Феррари, Майкл Манн задумался на рубеже 1990-х и 2000-х. Работа над проектом началась в нулевые, но вскоре остановилась — из-за недостаточного финансирования и проблем со сценарием, в основу которого легла книга Брока Йетса "Энцо Феррари: человек, машины, гонки" (1991). Изначально созданием сценария занимался Трой Кеннеди-Мартин ("Ограбление по-итальянски", "Буря в пустыне"), но в 2009 году он скончался, и работу над текстом продолжил сам Манн. В интервью Vulture режиссер рассказал, что знаком с Пьеро Феррари, внебрачным сыном Энцо, 25 лет и получил от него "много ценных инсайтов". Например, он узнал, что Энцо никогда не готовил сам себе кофе и никогда сам не брился, только в парикмахерской. Эти детали Манн отразил в фильме.
Режиссер собирался приступить к съемкам в 2016-м, однако планы пришлось отложить еще на несколько лет: Кристиан Бэйл, которого изначально рассматривали на главную роль, отказался от участия, сменялись и продюсеры будущей картины. Энцо Феррари мог сыграть Хью Джекман, но в итоге зимой 2022 года на роль пожилого автоконструктора утвердили 39-летнего Адама Драйвера (во время съемок актеру делали "возрастной" грим с морщинами и пигментными пятнами, а волосы "покрывали" сединой). Примечательно, что незадолго до этого Драйвер снялся в "Доме Gucci" (Ридли Скотт, 2021), биографической драме, которая тоже рассказывала о проблемах в крупной итальянской компании. Сам Манн к тому моменту успел как продюсер выпустить картину "Ford против Ferrari" (Джеймс Мэнголд, 2019).
Также в фильме приняли участие Шейлин Вудли ("Большая маленькая ложь", "Виноваты звезды"), Джек О’Коннелл ("Несломленный", "Северные воды") и Сара Гадон ("Враг", "Опасный метод"). Роль Пьеро Феррари сыграл Патрик Демпси ("Зачарованная", "Писатели свободы").
Съемки картины проходили с августа по октябрь 2022 года, большую часть сцен отсняли в Модене — на родине Энцо Феррари. "Определенно, присутствовало дополнительное давление, потому что мы снимали фильм в Модене, где "иконография" Ferrari так очевидна и где люди ежедневно напоминают, как много Феррари значит для этого региона, не говоря уже об Италии в целом", — вспоминает Адам Драйвер. На съемках актеру не довелось управлять гоночными машинами 1950-х годов, но ради некоторых сцен он сел за руль старинного одноместного автомобиля с открытыми колесами. Драйвер признался Variety, что этот опыт был ужасающим: "Машина телепортирует вас обратно в то время, и вы понимаете, что если вы повернете налево или направо не в ту сторону, то вы мертвы".
Во время съемок режиссер и актеры побывали в знаковых для Энцо Феррари локациях, в том числе в его кабинете, где все сохранилось как при жизни автоконструктора, а еще получили доступ к его вещам и письмам. Пенелопа Крус рассказала, что ей удалось пообщаться с людьми, которые знали жену Энцо, в том числе с семейным врачом Феррари, а еще она научилась готовить блюда по рецептам Лауры. "Я стала намного лучше понимать, кем она была и в чем заключались эти отношения", — сообщила актриса.
Что говорят критики
На Венецианском кинофестивале "Феррари" наградили овациями, которые длились более семи минут, но главный приз "Золотой лев" картина не получила, хотя и номинировалась на него. Тем не менее критики приняли фильм довольно тепло. "В центре "Феррари" Майкла Манна находится непреодолимая сила. Фильм быстрый, жестокий и совершенно непредсказуемый. В какой-то момент вы охвачены экстазом", — написал Марлоу Стерн в рецензии для Rolling Stone. Оуэн Глейберман из Variety пишет, что "Феррари" похож на фильм 70-х. В нем есть такая сила захвата, это многослойное человеческое очарование, эта очищающая честность в отношении того, что на самом деле представляет собой жизнь".
"Это редчайший из фильмов, сложный байопик. Как и его герой, Манн ценит красоту и силу, но не забывает, что красота может увядать, а сила может разрушить; внутри этой матрицы противоречий он создает захватывающую драму", — считает кинокритик Алонсо Дуральде. Многие хвалят Адама Драйвера, например Бильге Эбири в колонке для Vulture: "В руках менее уверенного в себе актера это могло бы стать катастрофой, театральной, неловкой и нереальной. Но Драйвер делает "Феррари" чем-то неизгладимым, силой не столько природы, сколько стали, асфальта и смерти".
В то же время некоторые критики отмечают, что картина получилась не настолько динамичной, как можно было предположить. "Фильм о высокоскоростных машинах не должен быть таким медленным, как этот", — пишет Николас Барбер в рецензии для BBC. В то же время Марк Дженкинс из The Washington Post отмечает: "Быстрые кадры, низкие ракурсы камеры и усиленные звуки двигателя создают динамичные сцены автомобильных гонок в "Феррари". Но основная часть этой стильной исторической драмы посвящена человеку, а не машинам, носящим его имя. Это проблема, потому что Манн, похоже, не совсем понял, что он думает об автомобильном бароне".
"Я хотел посадить вас за руль. Хотел, чтобы вы ощутили дикую красоту этих мощных машин, как если бы были на месте водителей, смотрели их глазами и чувствовали свои руки на руле, что собой представляют эти водители. Я хотел, чтобы все это было экспериментальным", — говорит режиссер Майкл Манн. Представить себя на месте гонщика Ferrari можно в кинотеатрах с 21 декабря.
Дарья Шаталова