Вышел № 10 (517, 518) газеты «Музыкальное обозрение» за 2023 год

Грвюра номера. Осел играет на лютне. Иллюстрация из манускрипта XIV в. В номере: Делать нечего в селе, мы живем навеселе. «Сельская честь» Масканьи — в «Геликон-опере». Премьера. Последний спектакль дирижера Евгения Бражника. «Весь видимый планшет устлан соломой; тюки соломы служат столами и сиденьями для посетителей питейной мамы Лючии; на тюках предается радостям межполового общения хор, и на солому то и дело опускаются – то коленями, то всем телом, кто реже, кто чаще – все герои. Солома демонстрирует сельскость, намекает на то, что брошенная Сантуцца – соломенная вдова, и, хочется надеяться, хоть как-то амортизирует падения мятущихся тел» (Кей Бабурина). «Allô, allô, allô…» «Человеческий голос» Пуленка с прологом и эпилогом Владимира Горлинского в Пермском театре оперы и балета. «Женщина в домашней одежде, в обстановке среднестатистической квартиры, занимается обычными бытовыми делами – и молчит. Обе роли играет Надежда Павлова и зритель понимает, что весь «телефонный разговор» – это мучительный диалог с собой, своим прошлым и памятью в сознании одного человека» (Екатерина Романова). «Маньяк-скиталец», «Мистер Х», «маргинал-абьюзер» «Летучий голландец» Вагнера-Богомолова добрался до московской Новой оперы. «Начиная с эпохи модерна, искусство, по мысли Богомолова, превратилось «в маньяка, чьей целью стало расчленение, вдохновением – разрушение, наслаждением – боль жертвы». При этом «двигаться дальше нельзя, не осознав смысл, структуру и метод мертвого искусства. Не препарировав его бездыханное тело так же, как оно препарировало живую реальность» (фиксация на теме маньяков и расчленения уже становится визитной карточкой режиссера)» (Е.Р.). Пермский театр оперы и балета: вернулся в качестве главного балетмейстера Алексей Мирошниченко, новым главным дирижером назначен Владимир Ткаченко. В 152-м сезоне театр представляет три оперные премьеры (помимо «Человеческого голоса» — «Току» Пуччини и «Похождения повесы» Стравинского) и две балетные («Ярославна» Бориса Тищенко и обновленную версию «Золушки» Прокофьева). Сезон маэстро Лисса. От Урала до Луары. Российский национальный оркестр. От Калининграда до Махачкалы. В сезоне 2023/2024 оркестр начинает новую жизнь, возрождаясь с главным дирижером Александром Рудиным и директором Николаем Лебедевым. Книги Флорос Константин. «Музыка как язык человека и язык любви». Исследование музыкального языка всех эпох, посвященное человеку и любви. Константин Флорос (род. 1930) — немецкий музыковед греческого происхождения, специалист по творчеству Густава Малера и Альбана Берга. «Книга “Музыка как язык человека и язык любви” — типичный образец музыкальной эссеистики. Она охватывает огромный и разнообразный материал: от истоков музыкального искусства до сочинений конца ХХ века, от Клаудио Монтеверди до Карлхайнца Штокхаузена. Это беспрецедентное по своей широте и богатству энциклопедическое исследование музыкального языка посвящено двум взаимосвязанным темам: человек и любовь. Избранные автором сюжеты проводят читателя через всю историю музыки» (Юлия Векслер, доктор искусствоведения) . Книги издательства Московской консерватории: Евсеев С.В. Записная книжка. 1922–1941 Сергей Евсеев (1894–1956) — музыковед и композитор, профессор Московской консерватории. Ученик С. Танеева, Л. Конюса, Н. Метнера, А. Гольденвейзера, Г. Катуара. Один из соавторов т.н. «бригадного» учебника по гармонии, по которому обучаются все учащиеся училищ и студенты вузов в СССР и России. Москвина Ю.В. Творчество Б. Гуаюля и основные композиционно-технические аспекты полифонии позднего Ренессанса. Бальдуин Гуаюль (около 1547 – 26.11.1594) — фламандский композитор и певец, работавший в Германии (в основном в Штутгарте). Ученик Орландо ди Лассо. Автор церковной вокально-полифонической музыки, работал в жанрах мессы, магнификата, мотета, немецкой полифонической Lied. Новые главные дирижеры: Михаил Грановский — главный в Ростовском музыкальном театре, Михаил Татарников — главный в Новосибирском театре оперы и балета, Артем Макаров — в трех театрах: Детском театре имени Сац в Москве, Большом театре в Минске, приглашенный дирижер в Башкирском театре оперы и балета. Памяти музыкантов: Юрия Темирканова, Андрея Абраменкова, Марины Ворожцовой, Одарки Вощак, Владимира Урбановича Марата Гареева, Марио Бустилло. Конкурсы: Итоги XXII конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской в Сыктывкаре: 61 участник из 11 регионов России. Обладатель Гран-при (75 000 руб.) —19-летний Илья Терехин из Ярославля. IV Всероссийский конкурс народно-песенного искусства имени Е.П. Родыгина в Екатеринбурге. Родыгин — автор песен «Уральская рябинушка», «Едут новоселы» и многих других XIV Международный конкурс исполнителей духовной музыки «Ре-Лиго» в Санкт-Петербурге. Фестиваль «Европейские концерты» в Санкт-Петербурге. Фестиваль с участием молодых музыкантов, лауреатов международных конкурсов, с 2009 проводит ДМШ имени Е.А. Мравинского во главе с директором Эвелиной Петровой. В этом году в фестивале участвовали музыканты из Санкт-Петербурга. Москвы, Новосибирска, Минска. Специальный номер Конкурсы Большие итоги IV Всероссийского музыкального конкурса 2023 года. Специальности: Оперно-симфоническое дирижирование, Хоровое дирижирование, Камерные ансамбли. Жюри, лауреаты, премии. Анонс IV Всероссийского музыкального конкурса 2024 года: Духовые инструменты, Ансамбли духовых инструментов, Ударные инструменты, Орган, Арфа. Конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира». Памятная дата: 85 лет Первого Всесоюзного конкурса дирижеров. Триумф Евгения Мравинского. Лауреаты — Натан Рахлин, Александр Мелик-Пашаев, Константин Иванов, Марк Паверман. Дипломанты — Карл Элиасберг, Кирилл Кондрашин. Kayserburg — новый рояль для концертных залов, отвечающий самым высоким требованиям музыкантов. «МО» Kayserburg. Новый концертный рояль

Запись Вышел № 10 (517, 518) газеты «Музыкальное обозрение» за 2023 год впервые появилась Музыкальное обозрение.