Метод кобры: на экраны вышел боевик "Костолом"
Рождественские хлопушки на наших экранах заглушены хрустом костей - в роли черного Санты нынче одинокий мститель, искатель справедливости школьный тренер Гарри. В оригинальном названии фильма режиссера Арта Камачо он представлен как "Безжалостный", у нас дали название отпугивающее, но более точное: "Костолом". В мире картина сразу вышла в сети "Видео по запросу", у нас ею разжились кинотеатры.
Впрочем, этот Гарри не столько безжалостен (сюжет фильма движим его сочувствием несчастной судьбе шестнадцатилетней Кати, которую колотит отчим), сколько неравнодушен. Он активный гражданин: если видит непорядок, вмешается непременно. Мы с ним познакомимся в кинотеатре, где сидящая впереди юная пара ведет себя неподобающе: парень пристает к девушке, девушка в панике сбегает, Гарри, оторвавшись от попкорна, делает парню внушение. После сеанса парень подождет Гарри на улице, чтобы дать старику во вставные зубы, но старик просто и буднично переломит ему руку. Чтоб научить негодяя порядку. Так что русское название фильма будет оправдано уже на пятой минуте.
Это будет фильм жанра экшн. То есть такой, где действие опережает мысль, если она вообще есть. У Гарри от такого же насильника погибает дочь, и это горе определит в дальнейшем весь ход его жизни. Он тренер в средней школе, и когда юная Катя придет на тренировки с синяками, он не сообщит лос-анджелесской полиции о домашнем насилии, а просто нанесет визит чересчур боевитому отчиму - познакомиться лично. И, как вы правильно догадались, сломает ему руку. Этот процесс членовредительства в фильме будет повторяться не менее двух десятков раз, показанный во всем великолепии, в цвете и с очень объемным звуком, составляя фирменное ноу-хау исполнителя главной роли Дермота Малруни. Так что хруст дробящихся костей входит в саундтрек практически наравне с пульсирующими музыкальными ритмами композитора Маурисио Ясихи.
Нечто подобное мы уже не раз видели в мировом кино - например, в фильмах "Заложница" с Лиамом Нисоном или "Смертный приговор" с Кевином Бейконом, но там у героев были характеры, а у актеров - не только функции, но и роли. Зачем ломает руки костолом Гарри? А он, похоже, ничего больше не умеет. Во всяком случае, сценарий, рожденный талантами четырех авторов, о каких-то иных его дарованиях, увлечениях и убеждениях молчит. В школе Гарри тренирует точный удар хуком, в жизни хуком урезонивает неправых. Актер хорошо оркеструет эти удары, ведя беседу по принципу терпеливой кобры - то есть подчеркнуто миролюбивым тоном и нападая, когда бдительность противника будет усыплена. Мы в зале, конечно, целиком с Гарри, ибо он как бы народный мститель и восстановитель справедливости. Неповоротливая, скованная параграфами закона полиция ему в этом только мешает, и он ей оставляет право прийти на готовенькое, когда все преступники уже аккуратно разложены кто по подвалам, кто по багажникам.
Это если рассуждать хладнокровно и логично. А по фильму - мы за это святое дело активно "болеем", сопереживая каждому очередному броску героя на очередную руку, которую предстоит сломать. Потому что дело творится жуткое: жестокий отчим успел продать приемную дочь торговцам живым товаром в Лас-Вегасе, где проходит тайный аукцион юных красоток. И Гарри предстоит этих негодяев вычислить, выследить, усыпить их бдительность методом кобры и обездвижить, что и составляет наиболее динамичную часть картины. При этом кадры сверкающего Лас-Вегаса занимают в фильме лишь несколько секунд, но пленяют воображение своей неземной красотой и, пожалуй, составляют главный манок произведения - это тот случай, когда хочется остановить мгновение: оно прекрасно.
А что же все-таки насчет закона? Почему он и в Лос-Анджелесе, и даже в сверкающем Лас-Вегасе так беспомощен? И отчего столь решительная полицейская дама (суровая Кесия Роблс) ровно ничего не может сделать с преступным миром подпольного секс-бизнеса, пока не придет энтузиаст-мститель с железным кулаком? На эти вопросы фильм не ответит, потому что они его не интересуют. Как известно, любая проблемность в развлекательном кино тормозит динамику и выглядит неуместной, а ненароком включенные мозги делают зрителей занудами и скептиками.