Актер Сергей Волков: Зрителям нужны острые чувства

Фильм «Крецул» вышел в прокат. Это история про дзюдоиста Олега Крецула и его друга Виталия Глигора, которого сыграл Сергей Волков. «Вечерняя Москва» пообщалась с артистом.

Актер Сергей Волков: Зрителям нужны острые чувства
© Вечерняя Москва

— Сергей, по жанру это спортивная драма, но история выходит за его рамки. Как сами относитесь к жанру и к экспериментам с ним?

— К спортивным драмам отношусь замечательно, люблю их как зритель. Но мне кажется, наше кино — далеко не спортивная драма. Спорт в истории, которую рассказывает режиссер Александра Лихачева, становится лишь фоном и поводом, чтобы поговорить об этих людях и их жизни. Дзюдо является неким связующим героев профессиональным элементом. Олег Крецул и Виталий Глигор и по сей день продолжают профессиональную деятельность, недавно взяли золото в Токио. Естественно, мы не могли обойти спорт стороной. Но, по большому счету, эта история не о достижениях, не о преодолениях, а о радости от встречи своего человека.

— Фильм про то, как пройти через горе и выйти в свет. Был у вас схожий опыт? Как проживать сложные периоды?

— У меня не было настолько кризисных ситуаций, как у Олега (Крецул в аварии потерял жену и ослеп. — «Вечерняя Москва») и Виталия. Но с чем-то схожим эмоционально, думаю, мы все так или иначе сталкиваемся. Преодолеть это помогает поддержка человека, который рядом. И время.

— Есть стереотип, что невозможно заниматься искусством, не страдая. Даже идеи милосердия и любви часто доносят через болевые ситуации. Может ли быть иначе?

— Мне кажется, да, все может происходить и в более спокойном формате. Но встает вопрос зрительского внимания. Что интереснее: обостренные или обыкновенные обстоятельства? И чаще требуется, чтобы это было что-то резкое. Но, по сути, это классический Достоевский, переосмысленный современной культурой — «чем ниже ты упадешь, тем выше взлетишь» — думаю, драматургически это так.

— В 23 года вы получили премию «Золотая маска». Есть что-то, чего хочется еще? Или у вас нет стремления к наградам?

— Мне хочется интересной работы. Премии — то, что ты берешь или нет походя, что-то очень результативное. То, что вовсе от тебя не зависит, что решают другие люди, процесс вне твоего контроля. Зачем думать про то, на что не можешь повлиять?

— Чего хочется в профессиональном плане?

— Роста и расширения. Хочется работать с разными талантливыми и интересными людьми. Хочется раздвигать рамки, в которых я до сих пор жил, существовал и рос. Хочется становиться масштабнее, менее локальным, чем был раньше.

— Идти вширь, а не вглубь?

— Нет. Мне кажется, это как раз дает пространство, чтобы идти вглубь. Потому что ты можешь начать ограничивать себя вкусово и стать снобом. По-моему, нужно заводить новые знакомства, радоваться им, изучать себя через них. Сейчас у меня такой вектор. Десять лет я вел себя как интроверт, и интересно посмотреть, что будет, если начну вести себя иначе.

— Когда начинаешь менять свое поведение, может произойти слом личности. Не опасаетесь этого?

— Естественно, это будет сломом, не факт, что трагичным, но и не факт, что полезным. Мне кажется, это прекрасное свойство и право человека меняться, становиться даже зеркальным, перевернутым отражением самого себя. И я пользуюсь этим правом. Считаю, что на самом деле можно совершенно изменить свою жизнь. Понять, что твои привязанности, контакты, увлечения, работа — это все то, что может быть, а может и не быть. Или может быть что-то совершенно иное: другие люди, задачи, другая энергия вокруг тебя.

— Но не является ли это изменой самому себе?

— А что ставит неизменность в ценности? Мне кажется, человек текуч. Когда это качество осуждают, речь чаще идет про нарушение договоренностей, которые вы заключили. Понятно, нужно держать слово и выполнять обязательства. Но, по-моему, природа человека в его постоянном движении, развитии. Ты меняешься от встречи к встрече с разными людьми, от дела к делу. Это либо происходит постепенно, когда ты годами течешь и меняешься, либо может произойти очень резко, что станет травмой для других людей, для тебя самого. Но мне кажется, это неотъемлемое качество человека, и оно прекрасно. Оно движет вперед и нашу историю, и эволюцию, и прогресс.

— Что для вас является основополагающим стержнем? Хотя едва ли я знаю это про себя...

— Я тоже не знаю. И не знаю, надо ли формулировать. Какое-то ощущение у меня есть, и хорошо, что это так. Мне кажется, не обязательно определять это словесно.

— Впереди много фильмов и сериалов с вашим участием. Чего ждете сами?

— Из ближайшего, мне кажется, у Антона Коломийца замечательный фильм «Свет» с Еленой Яковлевой. Я его посмотрел и считаю, что это прекрасное душевное кино. Скоро будет еще один полнометражный фильм о милосердии и любви, но пока не стану о нем говорить — не знаю, как повернется его судьба. Поглядим.

— Что из того, что вы сделали, сейчас кажется наиболее стоящим ознакомления? Хотя со многими спектаклями это можно сделать только по видео…

— Да. И, так как большую часть времени я провел в театре, назвал бы театральные работы. Но, несмотря на то что записи есть, все же театр — живое искусство, и фиксация на пленку убивает происходящее там, потому что мы все равно работаем не на камеру, а со зрительным залом. Так что видео является, может, двадцатипроцентным отражением того, что происходило. Увы, это уже отжило свое, умерло. Больше не имеет значения. Стало воспоминанием, прошлым. Посмотрим, что можно будет сделать в будущем.

— Ностальгия вам не близка, лучше строить планы или быть здесь и сейчас?

— Находиться в настоящем и заниматься настоящим, тем, что интересно.

— Что составляет ваше настоящее сегодня?

— Репетирую.

Детали к портрету Сергея Волкова

Мог стать переводчиком. Сергей Волков мог бы стать переводчиком с французского языка, который изучал в школе наравне с английским. Даже поступал на эту специальность и готов был связать с ней свою жизнь, если бы не был принят в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (сейчас РГИСИ).Форма или содержание? В вечном театральном споре о том, как следует подходить к роли: через форму или содержание, актер предпочитает второе. Хотя признает, что любой подход бывает эффективным. Но сам исходит из позиции «как сам бы поступил в предлагаемых обстоятельствах».Золотая маска. Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Драма/Мужская роль» за роль Бертольта Брехта в «Кабаре Брехт» Сергей Волков получил в 2016-м, когда ему было 23 года.Виды спорта. Дзюдо Сергей Волков не занимался, но своей спортивной историей поделился. С улыбкой рассказал: «В детстве я в течение месяца занимался самбо. После этого неудачно выступил на городских соревнованиях. И пошел заниматься шахматами».Однофамильцы. В ленте «Крецул» главные роли — Виталия Глигора и Олега Крецула — исполнили, соответственно, Сергей и Никита Волковы. Они не родственники, но, как и герои фильма, друзья, кроме того, однокурсники.Сыграл Раскольникова. В истории Сергея Волкова есть режиссерская «проба пера». На заре творческого пути, в 2013 году, он поставил «Преступление и наказание», где сам сыграл Раскольникова. Спектакль шел в Театре Ленсовета три года. Но пока вновь обращаться к режиссуре актер не думает.О вкусах. Отвечая на вопрос о любимой книге, актер называет роман Германа Гессе «Игра в бисер». Фильм, который очень нравится Сергею, — «Любовное настроение» (2000), ленту снял режиссер гонконгской Новой волны Вонг Карвай.Отдых среди гор. Проводить свободное время и отдыхать артист предпочитает на природе: «Горы, моря, океаны, леса... Это все я очень люблю».

ДОСЬЕ

Актер Сергей Волков родился 15 марта 1993 года в Дзержинске, Нижегородская область. В 2014 году окончил курс Анны Алексахиной и Юрия Бутусова в СПбГАТИ (сейчас РГИСИ). С 2019 года служит в Театре Вахтангова. Играет в спектаклях «Гроза», «Король Лир», «Ричард III». В кино снимается с 2013 года, сейчас в его фильмографии 17 ролей.

СЮЖЕТ

Дзюдоист Олег Крецул в аварии теряет жену и слепнет. Друг Виталий Глигор помогает ему пережить горе и вернуться в спорт.