"Сердце Джульетты". В Музее музыки исполнили органные сочинения молодых композиторов

Издательство современной академической музыки "Шостаковичи и Стравинские" провело свой второй камерный концерт, посвященный на этот раз органному творчеству молодых композиторов.

"Сердце Джульетты". В Музее музыки исполнили органные сочинения молодых композиторов
© Российская Газета

На сцене Российского национального музея музыки прозвучали пьесы, созданные для "короля инструментов", которые исполнили мастера органного искусства. Этот проект стал еще одним важнейшим шагом в поддержке талантливых композиторов, пишущих сегодня. Открытие новых имен широкой публике, продвижение карьеры малоизвестных или только начинающих авторов, и, самое главное, цифровая запись их опусов и доступ к ним на популярных онлайн-платформах - так выглядят основные направления издательства "Шостаковичи и Стравинские". Его руководитель, композитор Алина Небыкова, выпускница Московской консерватории, не понаслышке знает, как трудно после окончания обучения заявить о себе и сделать так, чтобы твоя музыка исполнялась, публиковалась и просто существовала в современном академическом пространстве.

Концерт в Музее музыки дал возможность слушателям оценить и оригинальные композиторские замыслы, и приемы игры на органе, и его выразительные, неисчерпаемые возможности звучания. Управляли этим гигантом немецкой фирмы "Schuke" лауреаты международных конкурсов Олеся Кравченко и Владимир Скоморохов. Но не только: композиторы-органистки Арина Черепович и София Круглова пришли на выручку друг другу, исполнив пьесы каждой. "Прелюдия. Интерлюдия. Постлюдия" Арины Черепович своего рода отразила три этапа жизненного пути человека - начала чего-то нового, периода изменений и принятие. Тихое, словно хрустальное звучание органа в верхнем регистре пробуждало чувство щемящей тоски и грусти, окутывало воспоминаниями. "Фантазия для маримбы и органа" была создана Софией Кругловой под впечатлением от легенды индейцев Ленапе, истории о том, как птица принесла себя в жертву народу. Драматические события мифа определили характер произведения: быстрые пассажи, суровые аккорды органа вступали в диалог с тонкими мотивами маримбы (в данном случае - фортепиано).

Фото: Предоставлено издательством «Шостаковичи и Стравинские»

Источником вдохновения органной пьесы Александра Петрова стали картины Питера Брейгеля Старшего. В его "Брейгель-фантазии" ощущался поклон стилистике старинной музыки добаховского времени, а любопытные приемы игры на органе указывали на то, что автор великолепно знает "устройство" инструмента. В другом его опусе, "Розе Парацельсе" (созданному по прочтению одноименного романа Хорхе Луиса Борхеса), дух Средневековья был воплощен уже яснее, тембр органа приобрел более торжественный и патетический оттенок. Одной из самых эффектных пьес вечера стало "Perpetuum mobile" композитора и органиста Дмитрия Дианова. Владимир Скоморохов буквально наглядно воспроизводил "вечное движение", бег, запечатленный в каждом звуке этого виртуозного сочинения.

Большое впечатление на слушателей произвела пьеса "Сердце Джульетты" Алины Небыковой, где автор с невероятной точностью изобразила пульсацию электронного кардиомонитора. Один-единственный звук, издаваемый непрерывно в сопровождении гулких аккордов, имитировал движение на экране, сердечный импульс, жизнь, которая еще билась в умирающей Джульетте. Финал этого красивого, "голливудского" по своей атмосфере сочинения был закономерен - звук остался в одиночестве и еще долго затухал в полнейшей тишине. Завершили же этого органный марафон произведения педагога Алины Небыковой, прославленного профессора Московской консерватории Татьяны Чудовой. Две части библейской сюиты для органа "Иуда" и "Раскаяние" в исполнении Олеси Кравченко словно подытожили программу, были своего рода приношением композитору, не так давно ушедшей из жизни, но оставившей после себя тех, кто продолжает развивать музыку сегодня.