"Мы отказались от планирования и взяли затяжной отпуск". Куда уходит "Проект П"?
О достижениях уходящего года и будущем музыкального коллектива рассказал руководитель вокального ансамбля "Проекта П" Антон Болбат. Меньше года назад на нашем сайте мы опубликовали серию интервью с участниками омского вокального ансамбля "Проект П". Коллектив из 11 человек образовался в 2015 году. Тогда эксперимент, который провели в рамках конкурса "Поющий мир" в Санкт-Петербурге, стал стартом нового творческого коллектива. Мы познакомили читателей с каждым участником проекта. А сегодня снова пообщались с его бессменным руководителем Антоном Болбатом, чтобы узнать, каким для музыкантов стал уходящий год и что ждать поклонникам в новом 2024 году. - Антон, какие самые значимые изменения в коллективе произошли за этот год? - Пожалуй, первое, что произошло, - это небольшая смена состава. "Проект П" попрощался с Лерой Ломаченко. Это не было неожиданностью, она готовилась к переезду в Калининград вместе с семьёй и в мае этого года уехала (подробнее об этом можно прочесть в интервью с Лерой Ломаченко для "Омск Здесь" - прим. ред.) . Мы расстались нежно и тепло, продолжаем общаться. Новый голос для коллектива искали через открытый кастинг. - Заменить любимого человека не так просто. Какие требования предъявляли соискателям и с чем приходили музыканты? - В Омске много талантливых музыкантов, просто не со всеми мы знакомы. Приходили абсолютно с разной подготовкой те, кто знает нашу историю, следят за нашими концертами, кому интересно наше творчество. На наш кастинг пришли 15 девушек. На прослушивании сидела серьёзная комиссия - почти все участники коллектива. Мы много времени проводим вместе, поэтому оценивали не только профессиональные, но и человеческие качества, чтобы понять, комфортно ли будет работать вместе. И мы встретили своего человека. Лиза Бугело окончила Омский музыкально-педагогический колледж, затем училась в ОмГУ. Она прошла практически ту же самую школу и ту же самую подготовку, что и большинство ребят "Проекта П". Это уже готовый специалист, открытый к творческим поискам и экспериментам, может работать в разных стилях и жанрах, что для нас очень важно. - Какие новые проекты удалось реализовать за минувший год и на каких новых площадках выступить? - Этот год был насыщен новыми проектами. Мы выходили на большие площадки, участвовали в масштабных проектах с другими музыкантами, обретали бесценный опыт и росли как профессионалы. В мае мы поучаствовали в грандиозном проекте Hans Zimmer's Universe (6+) на "G-Drive Arena". Симфонический оркестр из Санкт-Петербурга Imperial Orchestra - хор и 120 профессиональных музыкантов - исполнил в Омске саундтреки к лучшим фильмам современности. Хор собирается в каждом городе, где даётся концерт, и нам довелось в этом поучаствовать. Это очень мощная история, когда ты в таком огромном зале, с таким огромным количеством крутых музыкантов из разных городов исполняешь крутую музыку. Это ни с чем не сравнимые эмоции. Для нас это был серьёзный выход. Ещё одна крупная площадка этого года - Соборная площадь на День города. Но этот опыт у нас уже был: впервые мы исполнили здесь мировые композиции с симфоническим оркестром. Это было три года назад на открытии ралли "Шёлковый путь". - В ноябре в Концертном зале Омска произошло ещё одно значимое музыкальное событие. Сто человек а капелла исполнили на сцене Гимн России. Расскажите, как появилась и реализовалась эта идея? - Гимн России а капелла в День народного единства в Концертном зале исполняли четыре учебных хора, "Проект П" и солисты Анна Шинковая, Ксения Медведева, Валерий Подворный, Максим Табольнов. Я написал такую аранжировку, чтобы хор работал как группы инструментов в симфоническом оркестре. У каждого была своя роль и своё звучание. Представьте: более 100 человек на сцене без фонограмм и поддержки оркестра, создавали всю музыкальную фактуру исключительно своими голосами. Из маршеобразного и триумфального гимн обрёл в таком исполнении иной контекст, совместное мощнейшее эмоциональное переживание, где каждый из тысячи человек в зале включён в процесс. Задача была не показать величие государства перед человеком, а передать и вместе ощутить любовь ко всему тому, что кроется за понятиями "родина", "народ", "наследие предков". Мы захотели записать гимн в таком формате и снять клип на Соборной площади Омска. Надеюсь, удастся реализовать эту идею к лету. - Насколько мне известно, замахнулись вы и на исполнение рок-хитов под открытым небом на большую аудиторию? - Да. Смелым и хулиганским проектом этого года стало участие в рок-фестивале "Наш фестиваль" (18+), который третий год подряд под Омском собирает Руслан Брущенко. Мы взаимно уважаем творчество друг друга, но когда я предложил ему сотрудничество, он удивился. Я уверил его, что в нашем репертуаре есть подходящие формату композиции, мы точно сделаем получасовую рок-программу, которая зайдёт публике. И не ошибся. На фестивале была хорошая сцена и качественный звук. Когда мы начали выступать, публика собиралась у сцены, потому что слышали что-то интересное. По аплодисментам и реакции мы поняли, что нам удалось раскачать зрителей рок-фестиваля. И это серьёзное достижение, мне кажется. В ноябре и декабре мы отпели замечательные программы с Оркестром Неоклассика. Они играют музыку из компьютерных игр и фильмов, либо трибьют-программы на песни известных групп. Оркестр, сольные инструменты и хор. Прошлой осенью мы совместно исполнили саундтреки из аниме-сериала "Тетрадь смерти", а весной из компьютерной игры "Герои меча и магии". В этот раз нам довелось встретиться на трибьюте группы "Король и шут". - Чем "Проект П", музыкантов с профессиональным академическим образованием, заинтересовал этот формат и программа? - Когда нам предложили исполнить песни КиШа, мы поняли, что, во-первых, нам это интересно, поскольку многие из ребят "Проекта П" знают эту музыку с детства. Я сам рос на песнях "Короля и шута": подростками мы пели их в переходах под гитару и в лесу у костра. Исполнить их с оркестром на большой сцене – радость для нас. Во-вторых, это сотрудничество стало мощной прокачкой наших профессиональных качеств. Программы готовились в сжатые сроки, кроме того это уже не симфоническая музыка, где хор присутствует как группа инструментов, здесь уже хор выступает на передний план. КиШ это в первую очередь тексты. Публика знает особенность их исполнения, подачу, и спеть их по нотам просто так не получится, нужно передавать характер и эмоции, а это уже артистическая задача. Приходилось играть голосом, мы нашли очень много красок, которые раньше вообще не использовали. Эти две программы планируется повторить в феврале и марте. Для нас это новый уровень профессиональных взаимоотношений. Ребята работают на федеральном уровне и можно многому у них поучиться, набраться опыта, и эта страничка потихоньку открывается для нас. - Антон, на ваш взгляд, почему популярность КиШа сейчас на пике? Дело в запросе общества или о группе вновь заговорили благодаря фильму? Почему к творчеству именно этой группы такое внимание? - Я на самом деле последний год постоянно анализирую ситуацию, потому что мне самому безумно интересен этот культурный феномен. Я пришёл к выводу, что, во-первых, КиШ - это очень красивая музыка, которая замешана на панк-роке с его энергетикой. Её писал потрясающий мелодист Михаил Горшенев. Он музыку хорошо чувствовал и умел работать в разных стилях. У него были талантливые музыканты, которые это чувствовали и умели исполнять. Музыканты очень серьёзного уровня. Во-вторых, тематика песен. Это сказки, которые всем близки с самого детства, которые мы все любим, причём сказки КиШа содержат мораль, которая говорит о важном и вечном. Когда в 90-е КиШ был панк-рок-группой и слушали её в основном подростки с ирокезами и в косухах, у старшего поколения это вызывало отторжение. Некий культурный феномен не очень приятный с визуальной точки зрения. Но в самой группе нет ничего плохого, наполнение в ней далеко не панковское. Оно сильнее и мощнее. И сейчас, когда субкультура отошла в сторону, осталась только музыка и тексты, люди поняли, что это группа не одного поколения. Я считаю, что для России это очень значимый культурный феномен. Благодаря фильму кто-то вспомнил, а кто-то узнал о них. Но она никогда не переставала быть популярной. Кстати, параллельно с этой программой мы работали над концертом духовной музыки в Лютеранской церкви. Мы готовили новый материал, который ни разу ещё не исполняли. На духовной музыке мы все, конечно, выросли, она нам близка, но исполнение её в таком количестве и на такой серьёзной площадке – непростая задача, и нужно было быстро переключаться, сохранив качество обеих программ. - Как коллектив "Проекта П" относится к таким экспериментам? Никто не говорит: "Антон, ну хватит! Хотим по домам"? - На самом деле "Проект П" - это коллектив сумасшедших трудоголиков, влюблённых в музыку и своё дело. Есть момент усталости, но когда возникают такие крупные, серьёзные, интересные проекты, ребята просто сжимают зубы и идут вперёд. Все понимают, чтобы спеть программу, нужно определённое количество репетиций, включая дополнительные в вечернее время. Мы забираем выходные сами у себя, чтобы сделать качественный продукт. И в этот момент ни у кого не возникает желания пожаловаться на нелёгкую судьбу, потому что ребята понимают, для чего и зачем они это делают. А значит единственный вариант – взять и сделать. В этом плане ребятами и их трудовыми подвигами можно только восхищаться. Устают все, это видно по глазам, но мы об этом не говорим. У каждого свои семьи и основная деятельность вне проекта. Это становится и проблемой коллектива. Потому что спрос на наш коллектив требует большего количества репетиций, а наша занятость на других работах не позволяет перешагнуть некий порог, чтобы заниматься только "Проектом П". Несмотря на то, что коллектив профессиональный и серьёзный, для всех он пока как хобби, а это нам связывает руки. Поэтому сейчас основная задача - найти способ сделать "Проект П" основным местом работы для всех участников. - Мюзикл "Терминал" (16+). Недавно вы простились со зрителем. Вы поставили этот проект на паузу или он закрыт совсем? - Я думаю, что с "Терминалом" мы простились. Форма а капелла-мюзикла сто процентов ещё вернётся в наш репертуар, но мы на данный момент поняли, что "Терминал" - это пройденный этап. Мы эту ступеньку сами придумали, сами на неё взошли и, на мой взгляд, успешно. Многие вопросы, которые мы поднимали в "Терминале", мы прожили. "Терминал" - это не совсем спектакль, не совсем мюзикл. Это больше музыкальный концептуальный разговор по душам со зрителем. Я называю это психо-физическим ритуалом. После стольких репетиций и показов это превращается уже в актёрскую деятельность. Мы не профессиональные актёры, чтобы каждый раз находить в одной роли новые краски для себя и играть как в первый раз. Мы из наших ролей достали всё, что могли. Дальше, если делать такие продукты, то уже с иным подходом к материалу, сценарию, режиссуре. "Терминал" был успешной пробой пера, и зритель это отметил. Пришла пора искать новое. Фото: Вячеслав Андреев - Новое уже заготовлено? Или зреет? - Есть много задумок. Но пока ни одна из них не выходит на первый план. На сегодня мы отказались от планирования и ушли в затяжной отпуск, как минимум до конца января. Во-первых, все очень сильно хотят отдохнуть. Летом не получилось, было много праздников и мероприятий, на которых нас хотели видеть, а когда есть запрос от публики и организаторов, нужно отвечать на этот запрос. Всем пришлось включиться в этот режим и выстоять. Мы со всем справились, но накопилась усталость. Сейчас мы отдохнём и, наконец-то, проведём праздники с близкими людьми, что для артиста под Новый год – нонсенс. Чтобы понять, как распределять ресурс, за что браться в первую очередь, что нам интереснее, нужно остановиться, подумать и расставить приоритеты. И это касается не только коллектива в целом, но и каждого участника в отдельности. Нам всем нужно подумать, чего мы хотим от этого проекта, на что рассчитываем и что готовы вкладывать. Путей развития у коллектива много: можно, например, идти по пути кавер-группы и делать классные программы для широкой аудитории. Это коммерческая линия, которая, наверное, будет присутствовать в нашем творчестве, но в меньшей степени. Коммерция, конечно, поддерживает нас, позволяет шить новые костюмы, делать фотосессии, закупать микрофоны и т.д. Но хочется, чтобы она не заполнила весь эфир. Нужно оставлять силы для творчества и искусства. Всё-таки "Проект П" - это в первую очередь искренность и открытость слушателю, это любовь к мировой музыке во всём её многообразии, а так же профессиональное качество во всём. Мы стремимся не допускать халтуры в своей работе, и если видим, что с какими-то задачами мы не справляемся, - мы либо отказываемся от них, либо работаем над тем, чтобы устранить недостатки. Мы не хотим выпускать некачественный продукт, а в условиях тотальной загруженности это становится крайне непростой задачей. Поэтому и пришло решение перезагрузиться, оглянуться вокруг, посмотреть внутрь себя и увидеть дальнейший путь. Фото со зрителями после концерта - У "Проекта П" есть конкуренты в своём жанре? - Я бы сказал не конкуренты, а наоборот - соратники. Каждый коллектив, работающий в подобном направлении, делает общее дело. На самом деле сейчас хоровое и ансамблевое пение развивается благодаря различным телешоу. У нас в Омске появляются хорошие эстрадные хоровые коллективы. Пока это всё на любительском уровне, но всё идёт к тому, что хоровое вокальное искусство возвращается в нашу жизнь. Возрождение этой культуры нас ещё ждёт, для этого должен пройти не один и не два года. Наши старшие товарищи - коллектив из Красноярска "Лунный свет". Они работают больше 10 лет под управлением руководителя Красноярского камерного хора Екатерины Баулиной. Мы с Юлей в прошлом году ездили к ним в гости, чтобы посмотреть как ребята работают, поучиться у них. В "Проекте П" одиннадцать человек, у них пятеро и они умудряются делать потрясающие вещи! Пока из подобных коллективов это единственные наши друзья. Конечно, хотелось бы съездить на фестиваль, где было бы представлено множество таких коллективов, но мы пока такой фестиваль не нашли, даже думаем сделать его самим в Омске. - Лера Ломаченко год назад в интервью говорила, что, переезжая в Калининград, мечтает увидеть там и вас, чтобы спеть в новом городе вместе с вами. Как эта идея? Готовитесь ли вы к гастролям? - Лера - дорогой для нас человек, мы постоянно общаемся. В октябре спели на юбилее её папы. Он очень любит наш коллектив, а мы очень любим её семью. Конечно, эта связь не прервалась. Но концерт в Калининграде - это непросто: организовать поездку для стольких людей и собрать публику в незнакомом городе. Это целый пласт работы и ряд профессиональных людей. Поэтому мы редко выезжаем. Что будет дальше, посмотрим. - Стоит ли ждать поклонникам новых клипов от "Проекта П"? - У нас на самом деле начата работа над клипом. Это моя песня "Улетай", которую я написал 1,5 года назад. Она звучала только в мюзикле "Терминал" в исполнении Олега Сошина. Большую часть материала мы отсняли, осталось немного в части записи. Мы хотим сделать его на профессиональном качественном уровне, чтобы публиковать на известных платформах. Мы решили не гнать, и, когда будем готовы сделать хорошо, мы соберёмся и сделаем. Мы думаем об альбоме с аранжировками песен, которые полюбились публике в нашем исполнении и нам. Это одна из целей на обозримое будущее. На нашем сайте вы можете прочесть интервью с каждым участником коллектива "Проект П" , а также с руководителем хора "Певчие" Ларисой Сабитовой , благодаря которой и началась история уникального музыкального явления Омска. Предлагаем вам познакомиться с Антоном Болбат , Юлией Болбат , Златой Степановой , Олегом Сошиным , Марией Степановой , Светланой Братковой , Дмитрием Лаврентьевым , Алексеем Дмитриевым и Валерией Ломаченко , Даниилом Новиковым и Дашей Зарубиной .