Войти в почту

Сказку Щелкунчик в Екатеринбурге превратили в новогодний живописный балет

В Екатеринбурге в канун Нового года представили сказку «Щелкунчик» в необычном формате. Это был настоящий «живописный балет», своего рода танец без танцоров. Под чудесную музыку в исполнении Екатерининского оркестра на сцене Окружного дома офицеров происходила магия. Живые, постоянно меняющиеся образы, которые художница Анна Ветлужских рисовала на воде, стирали грань между реальностью и сказкой, погружая в атмосферу новогоднего чуда, в мир волшебной музыки Петра Чайковского.

Фото Павла Кирбятьева предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

«Я впервые побывала на таком необычном «Щелкунчике», – поделилась впечатлениями с ИА «Уральский меридиан» зрительница Александра. – До этого бывала и на традиционном балете «Щелкунчик» в Оперном, и на концерте симфонического оркестра, где на сцене играли музыканты, а сюжет сказки Гофмана зачитывал чтец. Но здесь было что-то особенное. Кроме музыки в исполнении одного из моих любимых оркестров и текста сказки, которую зачитывала со сцены артистка, я увидела настоящий «живописный балет», хотя на сцене танцоров не было. Художница в образе сказочной феи рисовала картины на воде, которые проецировались на большой экран, а её движения напоминали плавные танцевальные па. Это было настоящее новогоднее чудо!»

Фото Павла Кирбятьева предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

Екатеринбурженка Анна Ветлужских рисует в технике эбру, и подобного шоу рисунков на воде с симфоническим оркестром в России не делает больше никто. Картины рождаются на воде прямо в текущем моменте – в такт музыке и сюжету. Этот «балет» по-настоящему завораживает и помогает воспринимать классические произведения тем, кому кажутся скучными обычные симфонические концерты.

Фото Павла Кирбятьева предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

«Моя 12-летняя дочь Анжела сказала мне, что ей впервые удалось понять классическую музыку, – рассказала нашему агентству зрительница Оксана. – На исполнении классических музыкальных произведений мы с ней раньше бывали и в филармонии, и в оперном, но дочь призналась, что только сегодня ей удалось наконец-то воспринять классическую музыку и получить удовольствие от неё. В этом ей помогли живые картины, которые всё время трансформировались на экране. Я думаю, что образы, создаваемые художницей в моменте и постоянно меняющиеся, стали для Анжелы своеобразным «проводником» в мир симфонической музыки. Уверена, что если бы это было уже готовое видео, такого эффекта достичь было бы невозможно. Ценность такого формата, на мой взгляд, в том, что творческий процесс происходит в моменте, а ещё в том, что это не просто картинки, а произведения искусства, которые помогают зрителю прочувствовать и впустить в душу музыкальное волшебство. Мы с дочерью хотим поблагодарить Анну и музыкантов за подаренную нам возможность увидеть музыку».

Фото Павла Кирбятьева предоставлено ИА «Уральский меридиан» Анной Ветлужских

«Мне самой очень интересно было работать над этой темой: найти образы, продумать и изобрести способ, как это можно выразить в моей технике и связать друг с другом в одну перетекающую из одной картины в другую историю, – рассказала ИА «Уральский меридиан» художница Анна Ветлужских. – Это была очень сложная задача, но тем приятнее результат: удивление и эмоции зрителей, которые увидели Щелкунчика по новому, в виде красочного представления, где связаны и сюжет, и музыка». «Больше всего мне нравится рисовать саму музыку и под музыку. Тем более, в живом исполнении оркестра, когда зал наполнен звуками; отражать и передавать это танцем красок на воде, – поделилась впечатлениями художница. – Когда ты чувствуешь музыку, вода сама помогает создавать красивые переходы и законченные композиции. Конечно это невозможно без многолетнего опыта и умения управлять ею, но в такие моменты чувствуешь, что всё не зря: от слияния живописи с музыкой создается своеобразная энергия, так как все происходит здесь и сейчас! И каждый раз по-новому, ведь рисование на воде и поведение красок невозможно повторить, ты каждый раз переживаешь и рождаешь эту историю заново».

Живописное наполнение сказки Анна изначально придумывала сама. Она призналась, что очень рада тому, что небольшие коррективы и поправки внёс в её живописную историю после репетиции дирижёр Сергей Царегородцев.

«Ведь дирижёр, как никто другой, чувствует музыку, и у него есть видение этой сказки, – добавила художница. Например в сцену битвы он подсказал добавить динамики, а я уже придумала как это исполнить. – В сумме получилось очень органично. Интересно, что и сами зрители, когда видят узорчатую живопись, тоже включаются в магическое действо и вносят в происходящее собственное понимание, местами домысливают и узнают образы, которые я даже не планировала создавать. Например, один зритель рассказал мне после выступления, что увидел обнимающие Щелкунчика руки – на словах чтеца, когда Мари его обняла, а я в этот момент рисовала вокруг него узор, а не руки. Возможно некоторые образы рождаются у людей на подсознательном уровне».

Анна Ветлужских подчеркнула: очень важно, что на концерте был светодиодный экран, ведь это не песочная анимация, которая чаще бывает монохомной, здесь качество картинки и деталей очень важно.

«Моя задача – сделать художественное наполнение этого новогоднего представления красивым и фееричным, используя яркие краски и блестки, – была воплощена, как и задумывалось. Но и размер имеет значение, в дальнейшем хочется для таких представлений использовать ещё более крупные экраны, чтобы оркестр сам очутился в своей музыкальной феерии».

Анна Ветлужских отметила, что для неё очень дорого то, что эта, казалось бы, детская сказка, рассказанная красками на воде под яркое и эмоциональное повествование Александры Рейн и волшебную музыку оркестра под управлением дирижёра Сергея Царегородцева, оказалась интересна не только детям, но и взрослым.

В настоящее время Анна работает над созданием новой программы, ориентированной больше на взрослую аудиторию, где, как поделилась впечатлениями одна из зрительниц, получается настоящий «живописный балет», который дает возможность больше прочувствовать музыку и насладиться новыми впечатлениями от слияния трёх отдельных видов искусства музыки, живописи и танца.

https://ural-meridian.ru/wp-content/uploads/images/others/2023/12/skazku-schelkunchik-v-ekaterinburge-prevratili-v-novogodniy-zhivopisnyy-balet.mp4

ИА «Уральский меридиан» ранее писало о выступлении Анны Ветлужских с картинами на воде на финальном шоу «Миссис Бизнес Екатеринбург 2022» в «Синара Центре» и о том, как художнице удалось превратить технику эбру в отдельный вид искусства, соединив её с музыкой и танцем. Мы также рассказывали, что Екатеринбург вошёл в список городов с самым доступным «Щелкунчиком».