Сюжет оперы известен широкой зрительской аудитории благодаря знаменитому фильму режиссера Виталия Мельникова "Старший сын" с Николаем Караченцовым, Евгением Леоновым, Михаилом Боярским в главных ролях. История опоздавших на последнюю электричку и озабоченных поиском ночлега незадачливых студентов Володи и Семена (Сильвы) нежданно-негаданно выводит на авантюрную мысль выдать одного из них за внебрачного сына хозяина квартиры Андрея Сарафанова. Фарс и нелепость ситуации балансируют на грани разоблачения и трагедии, но мало-помалу сын-самозванец Володя и "лишний" человек Андрей Сарафанов раскрывают друг другу свои души с их наболевшими чаяниями и люди становятся родными не по крови, а по духу. Фото: Елена Лапина Лирико-комическая опера Геннадия Гладкова "Старший сын" была написана ещё в 1983 году и является единственным произведением композитора в этом жанре. Тогда же состоялась и единственная премьера — на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, после чего опера надолго покинула сцену. Лишь в 2022 году произведение возродилась на сцене, во многом благодаря инициативе главного дирижера Иркутского музыкального театра Виктора Олина. Решающим аргументом в пользу возрождения явилось то, что "Старший сын" — единственное сочинение в оперном жанре, созданное по мотивам пьесы Вампилова. Сам композитор определил жанр своего творения как лирико-комическую оперу. Композитор, знаменитый прежде всего своей музыкой к фильмам и постановкам, а также мюзиклами, мастерски выстроил оперную драматургию со сквозным развитием. Разговорные диалоги заменены речитативами с развитой, пластичной мелодикой, и эти речитативы становятся органичными и динамичными связками между сольными номерами и ансамблями. Комическому аспекту отведено видное место, но лирико-драматическое начало преобладает. Стилистически, опера, созданная в фарватере лучших достижений музыкально-театрального языка ХХ века, являет широкий диапазон выразительных средств, от оперетты и мюзикла до настоящего оперного полотна. Оперный аспект подчёркнут составом оркестра с классическим набором ударных, при этом музыкальный материал отчётливо тяготеет к мюзиклу. В музыкальных характеристиках прослушиваются аллюзии к тематизму кинохитов композитора, таких как "Бременские музыканты", "Собака на сене", "Обыкновенное чудо". Например, в дуэте Володи и Семёна "Мы студенты медицинские ваши будущие лекари" слышны отголоски хулиганской удали "Бременских музыкантов". С этим началом пронзительно контрастирует ария Сарафанова, наполненная глубокой, трагической рефлексией и акцентирующая лирико-драматическое начало в опере. Ария же Володи во втором действии "Да, я так и знал, что где-нибудь ты есть…" отсылает к лучшим образам оперетты. Музыка исполнена в оригинальной авторской оркестровке. Композитор мастерски обращается с обширной оркестровой палитрой, варьируя плотность и колористику фактуры в соответствии со смысловыми акцентами, от плотного драматизма до прозрачной лирики. Фото: Елена Лапина Автор либретто и стихов Юлий Ким создал свою историю по мотивам драмы Вампилова, подвергнув вариациям сюжетные линии. Так, в финале либреттист счастливо соединяет влюблённого отрока Васеньку и видавшую виды "разведёнку" Наташу Макарскую, постепенно проникающуюся пылким и неподдельным чувством юноши. Зрителям, знакомым с первоисточником Вампилова, резко бросается в глаза ещё одно нововведение: Володя объявляет себя "сыном", что называется, с порога, вызывая не столько удивление, а сколько радость Сарафанова-старшего, мучимого воспоминаниями и, по модному выражению, незакрытым гештальтом. При этом опускается сцена ссоры Васи с отцом как, предположительно, не очень существенная для раскрытия драмы. Ким счёл за благо смягчить характерную драматическую тяжеловесность Вампилова и прибавить ироничной лёгкости, подобающей лирико-комической опере. Поэт создает удачные репризы, такие, как "последняя электричка … ушла" и "как много человечества и как мало человечности". Дирижер-постановщик Виктор Олин успешно провел оркестр через все рифы многослойной полифонической партитуры, выстраивая необходимый баланс между оркестром, солистами и вокальными ансамблями. Особенно удачны полифонические переклички инструментальных и вокальных фраз в ансамбле "Дудочка", который стал своеобразным символическим оплотом идиллии в водовороте семейной драмы Сарафановых (песня звучит в сцене первого застолья теперь уже большой семьи, а затем в финале оперы как тематически-смысловая реприза-итог). Фото: Елена Лапина Сценография Юлии Ветровой погружает зрителя в атмосферу шестидесятых, воссозданную вполне аутентично. Специально для постановки по всему барахолкам и блошиным рынкам Иркутска собирались атрибуты и артефакты эпохи: мебель, посуда, часы, элементы интерьера. Эффект погружения в эпоху усиливается видеопроекцией свежепостроенных хрущевок (фотографии были сделаны в самом Иркутске), а также неизменного атрибута советских квартир -- большого настенного ковра на заднике сцены. Квартиру Сарафановых отличает тёплая "ламповая" обстановка, соответствующая укладу интеллигентной советской семьи. Дом же Наташи весьма минималистичен и представлен в виде ставен, открывающихся в бетонной стене; таким образом подчёркивается душевная опустошённость героини, у которой "всё сложно". Режиссер-постановщик Алексей Смирнов в своей работе скрупулёзен и требователен к себе и другим. Опера открывается скульптурной композицией застывших фигур, как будто главные герои замерли во времени. Затем персонажи постепенно оживают и в их ускоряющихся движениях начинают угадываться элементы популярного в то время твиста. Дух эпохи постаралась передать в танцевальных движениях приглашенный из Москвы хореограф-постановщик Ксения Попова. В её хореографии чётко читаются элементы популярных в шестидесятые твиста, рок-н-ролла, буги-вуги, которые становятся символами беззаботного студенчества, молодости и внутренней свободы. Фото: Елена Лапина Главной удачей оперы является ее актерский ансамбль. Весьма комично смотрится дуэт героев — незадачливых балагуров долговязого Володи (Андрей Господарев) и шустрого Сильвы (Станислав Грицких), соревнующихся в изобретательности и авантюризме. В своей роли Андрей Господарев демонстрирует трансформацию легкомысленного шутника в чувствующего, рефлексирующего героя. Стоит отметить, что артист был принят в труппу Иркутского музыкального театра только в прошлом сезоне; при этом он успешно влился в коллектив и получает главные роли. Семен Станислава Грицких на протяжении всей оперы остаётся верен своему амплуа авантюриста-балагура, за что расплачивается коллективным осуждением и изгнанием. Лирический и одновременно волевой образ Нины Сарафановой убедительно создала Кристина Рагиль. Артистка широкого актерского диапазона (в ее репертуаре немало субреточных и каскадных ролей) полноценно отыгрывает весь драматизм ситуации, а со сложностями сольных вокальных номеров и ансамблей ей позволяет справиться голос широкого диапазона и прекрасная вокальная техника. В ее актерской игре отмечается органичное взаимодействие как с Андреем Господаревым (любовно-лирическая линия), так и по-семейному душевная линия взаимодействия с Иваном Перевощиковым в роли Васи. Последнее вполне закономерно: дуэт Рагиль и Перевощикова был отмечен наградой за лучший дуэт на международном конкурсе "ОпереттаLand". Вася Ивана Перевощикова обладает поразительным кинематографическим сходством с исполнителем этой роли в фильме. Артист сполна насыщает своего героя характерной подростковой пылкостью и невротичностью. Неоднозначный образ возлюбленной Васеньки Наташи — женщины со сложной судьбой -- вполне правдиво отыгрывает лауреат международных конкурсов Юлия Пихтина, в копилке которой немало ролей драматического плана. Её Наташа в равной степени героиня драматическая и трагическая. Она иронична и остра на язык, а отстраненность и колкость сочетаются с прорывающимися неподдельными переживаниями. В самом начале оперы, в завязке драмы Володя произносит фразу, ставшую квинтэссенцией данного комико-драматического сюжета: "Все люди братья, отцы и дети". И под таким девизом (если не "обнимитесь миллионы") опера и заканчивается — семейной идиллией, в которой в стройном ансамбле семьи Сарафановых, теперь уже радостно и без оговорок принявшая в своё лоно “старшего сына”, звучит песня "Дудочка". Показ оперы на фестивале "Видеть музыку" — событие важное и знаковое. Получив благословение на постановку в Иркутском музыкальном театре самого автора — Геннадия Гладкова, коллектив театра мечтал показать ее композитору в Москве, но не успел — в период московских гастролей 16 октября композитора не стало…

Старший сын
© Ревизор.ru