На Урал со всей страны привезли авторские куклы по киносказкам Александра Роу
Мне повезло: в старинный особняк на улице Царской я попала в воскресенье под вечер, незадолго до закрытия, и стала единственным посетителем. Поскрипывали ступени деревянной лестницы, в комнате на втором этаже переливалась огнями большая, под потолок, елка, за дверью звучал рояль и раздавались чьи-то голоса, а за окном шел снег. Лучших декораций, чтобы окунуться в сказку, и наколдовать невозможно.
Про сказочную историю - чистая правда. В эти дни в музее "Литературная жизнь Урала XIX века" проходит, без сомнения, самая волшебная и новогодняя выставка. Творческое объединение "Территория авторской куклы" предложило мастерицам воссоздать образы героев фильмов знаменитого киносказочника Александра Роу. Лучшие из "конкурсантов" расположились среди антикварной мебели и фотографий, заняв даже крышку рояля: 76 кукол и 69 елочных игрушек из 40 регионов России и Белоруссии.
- Мы все помним, как в детстве смотрели фильмы Александра Роу, бежали из школы, чтобы успеть, - говорит руководитель объединения "Территория авторских кукол" Наталья Зайкова. - Они до сих пор не потеряли свою актуальность, но, к сожалению, современные дети их не смотрят. Возможно, благодаря выставке подрастающее поколение захочет познакомиться с творчеством замечательного режиссера.
После такого - точно, это вам не смурфики с фиксиками. Как встретится посетитель глазами с суровым Кощеем Бессмертным из газетной бумаги (работа Татьяны Ивановой меня как журналиста печатного СМИ особенно впечатлила) - все, считай, заколдован, не оторваться. Вообще, по признанию авторов, выбор героев дался им очень сложно. Мастерицы пересматривали фильмы Роу, персонажи настойчиво спорили за право шагнуть с экрана в реальную жизнь, себя показать и на людей посмотреть. Например, Татьяна Малицкая из Екатеринбурга представила сразу две куклы.
- Со Сказительницей я определилась не раздумывая, - признается Татьяна. - Вторым персонажем выбрала солдата. Но увидела Георгия Милляра в роли Шута - и забыла про солдата. Мне хотелось добиться портретного сходства с известным артистом в гриме, облегающий костюм требовал детальной проработки фигуры. Впервые использовала технику крепления на подставке. В общем, оказалось непросто, но, думаю, я справилась.
Да, замысел удался - обе куклы удостоились награды и попали в музейные витрины: лукавая старушка-сказительница выглядывает из окошка с синими расписными ставнями, печальный шут коротает время среди коллег по ремеслу. А компанию им составляют стайка Оль-Яло, главнейших министров Нушроков и наиглавнейших министров Абажей, Старичков-Боровичков, капризных Марфушенек-душенек и трудолюбивых Настенек, чертей, кикимор, Коньков-Горбунков, солдат и Дедов Морозов. И у каждого лица необщее выраженье. Харизматичную Бабу-Ягу во множественном числе даже упоминать неловко. Одна такая бабуся подсела на скамеечку к щуплому человеку в немодном берете - пообщаться. Людмила Поленцева (Лешукова) создала образ Георгия Милляра, сидящего на скамейке в окружении сыгранных им персонажей: тут и черт притулился, и Чудо-Юдо. Эта трогательная композиция под названием "Большие роли маленького человека" получила спецприз "Выбор Объединенного музея писателей Урала". А внимательный зритель обратит внимание на странную деталь композиции - портрет Александра Суворова: Милляр, талантливо переигравший на экране всю сказочную нечисть, мечтал о роли великого полководца. Но его мечте не суждено сбыться...
Вот такая эта выставка, для всех: взрослые вспомнят детство и вздохнут с улыбкой, обрадуются встрече с елочными игрушками - точь-в-точь такими, какие были когда-то, дети откроют для себя волшебный мир великого советского кинематографа. Кстати, я нисколько не удивлюсь, если все персонажи, проводив посетителей, оживают по ночам. Куклы - они такие.