Эффект запретов: как изменился культурный ландшафт за 2023 год?

Сам 2023 год начался с запрета, когда на платформе Kion сначала появилось и вскоре исчезло праздничное шоу «Происшествие в стране Мульти-Пульти». Официальную причину не назвали. Скорее всего, это участие нежелательных актеров. Вообще, Kion, по ощущениям Business FM, стал одним из самых пострадавших стримингов. Хотя официальной статистики, сколько проектов у каждой из платформ легло на полку, нет.

Да и онлайн-кинотеатры не горят желанием публично об этом говорить. Это показал даже опыт общения Business FM с продюсерами на профильном фестивале стримингов «Новый сезон» в Сочи в сентябре. На Kion так и не вышел сериал «Бар «Один звонок», который спродюсировал и в котором сыграл Данила Козловский. Премьеру этого проекта на сочинском фестивале резко отменили.

Все отмены и запреты можно классифицировать на несколько групп. Первая — законодательная, то, что перечит старым и новым законам. Та же тема ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в России). Вторая — всевозможные оскорбления чьих-то чувств. Третья — группа по персоналиям, когда в фильме, например, снялся кто-то из артистов, кто стал персоной нон грата. Одно из самых неординарных решений — кейс Максима Виторгана, который неоднократно высказывался против действий России на Украине. В результате его персонажа в сериале «Контакт» заменили дипфейком, а имя актера убрали из титров.

Продолжает кинокритик, автор телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой» Лариса Малюкова:

Лариса Малюкова кинокритик, автор-телеграм канала «Кино с Ларисой Малюковой» «Черные списки гуляют по платформам. Люди не всегда знают, кого из этих списков вычеркивают, кого вписывают. Довольно сложно планировать производство. Например, на Kion отозвали прокат сериала «Безбашенная» с Екатериной Варнавой из-за ее позиции по СВО. Отказаться от этой позиции уже практически невозможно, я думаю. Актеру очень сложно потом существовать. Например, был многообещающий сериал на ТНТ «Неприличные деньги», он уже начал идти, а после показа нескольких серий проект закрыли, потому что там снималась Ксения Раппопорт. Там были прекрасные актеры: и Ирина Розанова, и Павел Деревянко, и Леонид Ярмольник. Таким образом, наказанными становятся продюсеры, другие артисты, гигантские съемочные группы, платформы, которые это запускают».

Один из самых громких кейсов — «Айта», которая осталась без прокатки, когда ее показ в кинотеатрах был завершен и фильм был в доступе только на платформах. Картина стала самой кассовой в истории якутского кино. Многие, в том числе якутские власти, тогда заступались за проект и его режиссера Степана Бурнашева: фильм, направленный против ксенофобии, в итоге в ней и обвинен, говорили они.

Тогда же без прокатки остался другой фильм из Республики Саха — «Кандидат». Как сообщалось тогда, в связи с пропагандой ЛГБТ. Комедия с возрастным ограничением 6+ рассказывает о выборах главы в якутской деревне, где у нечестного политика появляется противник из народа Зина — переодетый мужчина.

Но бывали случаи, когда общественная дискуссия вокруг проекта на его судьбе не отразилась, отмечает гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:

Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «Наша общественность и представители власти стали очень чувствительны практически ко всему. Постоянно звучат призывы что-нибудь запретить, кого-нибудь наказать. К сожалению, часто такие призывы звучат до того, как нападающий посмотрел или целиком изучил то произведение, которое подвергается нападкам. Такая история была со «Словом пацана», когда образовалось много возгласов, что это надо срочно запретить из-за пропаганды насилия, а по факту вывод и посыл сериала были совершенно обратными».

Некоторые картины удается отстоять. Так получилось с авторским фильмом «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова. Его заведомо обвинили в том, что он вызывает интерес к азартным играм, потому что фильм про игру в покер. Продюсеры проекта сделали экспертизу, которая это опровергала. Минкульт после проверки с этим согласился. Фильм показали на фестивале «Зимний», и далее у него может быть прокат с возрастным цензом 18+.

Всем участникам рынка — и производителям контента, и платформам, и даже кинотеатрам — сейчас хочется большей конкретики в регулировании, резюмирует Павел Поникаровский, владелец компании «Люмен фильм», которая управляет шестью кинотеатрами в нескольких российских городах:

Павел Поникаровский владелец компании «Люмен фильм» «Сейчас очень хочется, чтобы были четко определены правила игры, чтобы закон был сформирован, чтобы все было разложено по полочкам. Я представляю, как сложно сейчас творцам. Это приводит к самоцензуре. Они думают: «Ай, не буду я снимать на эту тему, потому что вдруг кому-то не понравится, вдруг кто-то что-то увидит». В конечном итоге это может принимать абсурдные формы. Хочется, чтобы законодатели не только говорили, что им нравится или не нравится, а делали свою непосредственную работу — писали те законы, которые можно было бы применять на практике, к которым можно было бы обращаться, смотреть, что можно, что нельзя. И, исходя из этого, вкладывать деньги в тот или иной проект».

Но в индустрии есть и те, кто считает: фильмы, которые запрещают, не имеют прямого отношения к индустриальному и коммерческому кино. А для авторского запреты в чем-то даже способствуют раскрутке. Это мнение президента кинокомпании «Царь Pictures» Александра Изотова:

Александр Изотов президент кинокомпании «Царь Pictures» «Я вижу возможности для продвижения кино, когда его запрещают. О нем кто-то узнает. А если бы его не запретили, о нем никто толком и не узнал бы. Это касается и фильмов уважаемого Александра Сокурова, великого режиссера. Он делает кино для очень узкой категории людей. Широкого интереса зрителя к подобным фильмам нет. Это реальная возможность для российского кино подняться и занять нормальную долю рынка. Этой возможностью наши кинематографисты пока не воспользовались. В целом ситуация уникальная. Можно поднять российский кинематограф, но поднимается он, к сожалению, не за счет авторских фильмов, а за счет больших, серьезных, мейнстримных проектов. Это проекты уровня «Чебурашки», которые реально взрывают кассу. Таких фильмов должно быть много в России. У нас есть много денег, у нас есть профессионалы, но по какой-то причине получается то, что получается».

В Фонде кино, правда, считают, что все идет по плану: совокупные сборы российских кинотеатров за год оценивают в более чем 40 млрд рублей, причем 28 млрд из них принесли отечественные картины. Доля национальных фильмов в прокате составила 70%.

Если говорить про театр, то за 2022 год ряды больших театральных режиссеров значительно оскудели (уехали Дмитрий Крымов, Римас Туминас, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников и так далее). В 2023-м это начало ощущаться. Чьи-то спектакли сняли, чьи-то до сих пор идут, но без фамилий режиссеров. Скамейка запасных оказалась не очень длинной. И все же продолжают работать Евгений Писарев, Юрий Муравицкий, Петр Шерешевский. Появляются молодые режиссеры, которые только-только заявляют о себе. Развиваются независимые театральные проекты. Продолжает театральный режиссер, критик, редактор «Афиши Daily» Елена Смородинова:

Елена Смородинова театральный режиссер, критик, редактор «Афиши Daily» «Конечно, надо сказать о пространстве «Внутри», где по-прежнему идут, например, спектакли «Дочерей Сосо», и напомнить, что это негосударственная театральная компания, которую создала режиссер Женя Беркович. Она до сих пор находится в СИЗО по обвинению в оправдании терроризма за спектакль «Финист — Ясный Сокол» вместе с драматургом этого спектакля Светланой Петрийчук. Светлана, например, за этот спектакль получила «Золотую маску» как лучший драматург. Это тоже трудно исключать из разговора, если мы говорим о театральных итогах. Наверное, если попробовать подумать о позитиве, в том же пространстве «Внутри» идут несколько спектаклей режиссера Антона Федорова, которого разглядело театральное сообщество. До этого его спектакли шли в «Гоголь-центре» — были прекрасные «Петровы в гриппе», в театре «Около» был «Ревизор». Но теперь сообщество обратило внимание на Антона, возможно, в отсутствие уехавших режиссеров первого ряда. Это скорее говорит о сообществе, а не о качестве режиссуры Антона».

Упомянутая «Золотая маска» за минувший год тоже пережила многое. У нее изменились правила, команда и дирекция. Теперь ее президент — худрук Театра Олега Табакова актер Владимир Машков, который в начале декабря также стал главой Союза театральных деятелей, сменив на этом посту Александра Калягина. Машков заявил: премия должна быть реформирована, поскольку утратила доверие со стороны профессионального сообщества. Театральные критики говорят: вероятность того, что фестиваль будет по-прежнему показывать спектакли разных эстетических взглядов, теперь кажется минимальной.