Пианист Кемпф рассказал о любви к Рахманинову и новых концертах в России

Всемирно известный пианист Фредерик Кемпф давно не нуждается в представлении, сегодня он - один из самых востребованных пианистов мировой сцены. Покорив московскую публику еще в 1998 году на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского (именно в тот год на Конкурсе выступали, к слову, Денис Мацуев и Вадим Руденко), с тех пор не прерывает свои гастрольные поездки в Россию и даже в геополитически сложные последние годы пианист продолжает регулярно давать концерты в российских городах, подтверждая свои слова о том, что миссия музыканта во все времена - нести музыку людям. В завершении 2023 года, после гастролей в северной столице, в честь 25-летия своего выступления на Конкурсе Чайковского пианист дал сольный концерт в Москве в Соборной палате. В программе - музыка Шуберта, Шопена и Рахманинова. После концерта, специально для "РГ", пианист подвел гастрольные итоги уходящего года в России, рассказал о своей любви к музыке Рахманинова и о том, как он встречает Новый год.

Пианист Кемпф рассказал о любви к Рахманинову и новых концертах в России
© Российская Газета

Почему для вас Рахманинов - особая любовь?

Фредерик Кемпф: Сколько себя помню, я всегда любил музыку Рахманинова. Самое раннее воспоминание моего детства - как я слушал его Второй фортепианный концерт. В Англии в то время ежемесячно выходил музыкальный журнал, и каждый номер представлял нового композитора: одним из них был Рахманинов. Я рос и все больше влюблялся в этот Концерт, исполнить его однажды - стало моей мечтой. Помню, самое первое сольное произведение Рахманинова, которое я сыграл, была пьеса "Полишинель" (соч.3 №4), а первое произведение с оркестром - Рапсодия на тему Паганини (тогда мне было 12 лет). Второй концерт же я выучил только когда мне было 14…

Я люблю ту страстность и романтизм, которыми была охвачена музыка Рахманинова, особенно в ту эпоху, когда многие композиторы, считая, что романтизм изжил себя, искали другие способы экспрессии. В последнее время в музыке Рахманинова я ощущаю все больше печали. Думаю, что лично для меня это связано с невероятно травматичным периодом, который сейчас переживает классическая музыка. Прежде всего, из-за коронавируса: музыка тогда стала практически единственным сектором, которому государство "запретило" работать, а во многих странах о концертах классической музыки просто забыли. И вот, только мы начали восстанавливаться после коронавируса, как из-за изменившейся политической ситуации в мире - от нас, музыкантов, ожидают, что мы прекратим выступать и гастролировать. Прожив весь этот опыт, я чувствую еще большую благодарность за возможность выступать, просто заниматься музыкой, и по какой-то причине это заставляет меня ощущать еще большую близость с печалью и сожалением, которые есть в музыке Рахманинова.

В программе концерта в Соборной палате Вы исполнили "Музыкальные моменты" Шуберта и одноименный цикл Рахманинова. Чувствуете ли Вы стилистическую связь этих произведений, созданных в разные эпохи?

Фредерик Кемпф: Когда я составлял сольную программу для этого сезона, мне показалось очень интересным, что из всех композиторов только Шуберт и Рахманинов написали цикл Музыкальных моментов. Похоже, что Рахманинов создавал свои по принципу шубертовских: как и у Шуберта, в цикле Рахманинова шесть частей - "моментов", без названий.

Расскажите о ваших гастролях в России в этом году?

Фредерик Кемпф: В марте этого года я впервые посетил Великий Новгород в качестве члена жюри Юношеского конкурса имени Рахманинова. Я даже не знал, что Рахманинов там родился, и для меня посетить эти места было большим вдохновением, услышать звон церковных колоколов, который оставил такой глубокий след на творчестве Сергея Васильевича. Я также снова побывал в Омске, впервые после коронавируса. Для меня это был маленький личный триумф, или долг - ведь изначально запланированный концерт отменялся и переносился столько раз после 2020 года… Помню, я даже как-то планировал провести две недели на карантине в Омске во время пандемии, чтобы сыграть тот концерт, но он все равно был отменен. В более теплое время года я был с концертами в Казани и Ижевске.

Какие концерты уже запланированы на 2024 год?

Фредерик Кемпф: Немного рано говорить о запланированных концертах, так как сейчас не так много заблаговременных договоренностей. Помимо регулярных туров в Санкт-Петербург и Москву, я проведу значительное время на Урале.

Я знаю, что зима - ваше любимое время года. Расскажите, почему?

Фредерик Кемпф: Думаю, что есть "летние" люди, а есть "зимние"… Для меня температура, при которой мне становится жарко и некомфортно, не так уж и высока, поэтому у меня лето ассоциируется в основном не с самым лучшим самочувствием из-за жары и желанием, чтобы снова стало холодно! Зимой я такого никогда не ощущаю, да я и никогда не мерзну. Этому должно быть простое объяснение. Я регулярно занимаюсь спортом, и когда, например, я бегаю на свежем воздухе зимой, мне нравится, как из-за снега все вокруг затихает, тишины становится больше. Ты не слышишь так явно шум машин, звук шагов, птицы затихают тоже, зато становится слышен ветер и шум деревьев. Я также люблю зимние виды спорта, особенно горные лыжи в Альпах и беговые - на открытой местности, особенно в лесу. Мне нравится смотреть вниз с горы и чувствовать предстоящий спуск. Особое удовольствие кататься на лыжах в компании, с инструктором или самому обучать кого-то кататься.

Как Вы планируете встретить Новый год?

Фредерик Кемпф: Ничего особенно не планирую на Новый год - хочу провести время со своей семьей.

Что Вы пожелаете нашим читателям в наступающей году?

Фредерик Кемпф: Всем читателям я искренне желаю чудесного 2024 года. Желаю, чтобы семьи собирались вместе, и чтобы люди достойно справлялись с вызовами жизни в непростые времена.