«Феррари» – фильм не про гонки. Кровавый спорт без крови

Спортивное кино бывает двух видов: для фанатов и для широкой публики. Редчайшие исключения вроде «Рокки» требуют маленького чуда, да и почти все они были в 20 веке, когда вкусы киноманов были другими.

«Феррари» – фильм не про гонки. Кровавый спорт без крови
© Спорт день за днем

В общем, сложный жанр. Поэтому встречается нечасто. Хотя! Всегда можно точно попасть в повесточку и снять нечто вроде «Хода королевы», но сегодня наш разговор вообще не об этом.

Сегодня у нас добротная, классическая, старая добрая спортивная драма. Режиссеру Майклу Манну уже 80 годочков. Меняться ему поздно.

Это все тот же человек, что работал над эпизодами старых полицейских сериалов 1980-х. Это он снял «Али» с Уиллом Смитом в начале 2000-х. А в истории Манн останется как режиссер «Схватки» с Аль Пачино и Де Ниро. Легендарного боевика без компьютерных спецэффектов - только суровый реализм и культовые актеры.

Если вы смотрели что-то из списка, вы уже понимаете, о чем фильм «Феррари» и как он сделан.

Это фильм не о гонках. Вообще не о них. Если вам нужны обгоны, панорамные съемки колец и съемки в паддоке, вам не сюда.

Зато... Ну, вот кто, кроме Манна, мог бы занять значительную часть экранного времени прогревочными кругами и попытками побить рекорд трассы в квалификации? Рекорд трассы в квалификации, Карл! А вот он смог. И это смотрится органично. Заодно массовый зритель наслаждается басовитым ревом старых, могучих болидов первой половины 20 века.

Если вас интересуют машины... Ну, они тут есть. Много. Технические неточности - тоже есть.

Если вам нужна полная спортивная - именно полная и именно спортивная - биография Энцо Феррари, тогда вам тем более не сюда. Работа с командой здесь показана отдельными, хотя и очень сочными мазками. Многие знаковые факты либо полностью за кадром, либо подаются очень быстро и сжато.

В этом, кстати, основной недостаток фильма. Серьезный недостаток. Для полного погружения в происходящее надо обладать специфичными познаниями. Например, знать, что автогонки начала 20 века, и особенно 1950-х (когда происходит действие фильма!) были кровавым спортом с десятками смертей. Без этого знания многие сцены покажутся непонятными и вообще пройдут мимо зрителя.

Например, упоминается, что Феррари осудил сам Папа Римский - за систематические кровавые смерти пилотов. Это известный факт для итальянских фанатов. Но многие ли слышали об этом за пределами Италии? Многие ли поймут пафосную отсылку к Сатурну, жрущему детей?

А все ли знают, кто такие Аньелли, и почему один звонок от человека из этой семьи решает судьбу целой мировой индустрии? И кто вообще этот мужик на телефоне?

В фильме ничего не объясняется. Это классика, это знать надо (с).

Осторожно: Шок-контент. Как выглядели аварии на больших гонках в 1950-х

Зато где еще вы увидите, как спортивный босс работает с журналистами? Серьезно, тут подробно и максимально цинично показан весь процесс. И если сцена вышвыривания из боксов неугодных журналюг, опять же, не всем понятна, то процесс добычи инсайда рассмешил весь кинозал от души.

Я не хочу ничего говорить о знаменитой кровавой аварии на Mille Miglia и Поцелуе смерти Альфонсо де Портаго. Хотя это, вроде как, самое яркое событие фильма. Если вам стала интересна эта история, значит кино удалось. Ознакомьтесь с ней и сами сравните, насколько удачно она показана.

Альфонсо де Портаго считали самым счастливым человеком на Земле. Это фото должно было предварять победные статьи об очередном триумфе:

Так о чем же этот фильм? О человеке. О людях, которые живут ради гонок. И о людях, которые вынуждены терпеть их эгоизм, их фанатизм... Смотреть, как они умирают прямо на глазах зрителей. Смотреть, как они бросают все, ради своей работы. В том числе и тебя бросают, если так нужно.

Вот об этом большая часть фильма. О чувствах и о жизни. История, которую рассказывают Адама Драйвер и Пенелопа Крус. В старых драматических традициях: с долгими крупными планами, внезапными сценами любви и весомыми фразами.

Драйвер неплохой актер, но на фоне таланта Крус основательно бледнеет. Пенелопа великолепна. Только ради ее сцены прощания с умершим сыном стоило снять все кино. Это шедевр актерской работы. Целый неснятый фильм, сыгранный одним взглядом.

Драйвер же хорошо попадает в типаж. Он действительно похож на самоуверенного гонщика и жесткого бизнесмена. Он умеет играть простые чувства, а большего и не надо. По версии фильма, Энцо был простым, прямолинейным человеком, который знал, чего хочет.

А хотел он одного: чтобы гонки продолжались. Любой ценой.