Годовщина Большой детективной революции
Ведь раньше, до той революции, как было? Детективный роман/повесть/рассказ, как и все хорошее при социализме, пребывал в страшном дефиците. А после БДР он хлынул отовсюду, бурным потоком. И занял этот процесс преобразований лет пять-семь, с 1988-го по 1994-й. А пика достиг как раз тридцать лет назад, на рубеже 1993–1994 годов. Возьмем для иллюстрации "как было" один очень советский год, когда еще ничто не колыхалось: олимпийский 1980-й. Если проработать "библиографическую энциклопедию" (так жанр книги заявлен) Сергея Бавина "Зарубежный детектив XX века" (М., "Книжная палата", 1991), то увидим, что современного не нашего детектива за упомянутый восьмидесятый год в книжном формате в СССР было издано — по пальцам перечесть: "Современный французский", "Современный итальянский" и просто "Зарубежный". А также — в диковинном издательстве "Юридическая литература" сборник: "Адвокат Перри Мейсон". Плюс сборники Конан Дойла, вышедшие в Барнауле и Хабаровске, и "худлитовское" собрание Честертона. С книжками все. Семь (!) наименований в общей сложности. За год! Правда, детективы в ту пору вовсю печатали периодические издания, вот и в 1980 году они выходили в журналах "Смена" и "Вокруг света", газете "Неделя", альманахах "Искатель" и "Подвиг", а также в такой "профильной" (и мало кому, честно говоря, нужной, кабы не детективы) периодике, как журналы "Физкультура и спорт", "Сельская молодежь" и "Звезда Востока". За этими изданиями шла охота, детективы (и фантастику) вырезали, отдавали умельцам переплетать в коленкор, ставили на полочку. По советским авторам точной статистики я не нашел. В 1980-м, помнится, все читали в "Огоньке" с продолжением, в двенадцати номерах, роман Юлиана Семенова "Противостояние". Изредка этот автор шпионских романов снисходил до внутренних тем: кроме "Противостояния", его перу принадлежат "Петровка, 38" и "Огарева,6". Круг остальных детективщиков был крайне узок: братья Вайнеры, Николай Леонов, Эдуард Хруцкий, Сергей Высоцкий, Анатолий Безуглов. Предпочтение издательства и журналы отдавали тем прозаикам, кто ранее в милиции послужил. И рамки, в которых писатели работали, были очень жесткими. Чтобы изобразить оперативную работу, Леонову пришлось действие "Трактира на Пятницкой" в двадцатые годы отправить. И ни-ни, никакой организованной преступности, наркомании, коррупции в рядах, насилия и жестокости. Перестройка шлюзы открыла. И понеслось. В 1989 году главное партийное (!) издательство "Правда" печатает, к примеру, сборник "Мастера детектива" неслыханным ни ранее, ни, тем более сейчас тиражом 500.000 экземпляров. А какие там имена! Хэммет, Гарднер, Стаут, Джон Диксон Карр! Одновременно и наши подтянулись. В ту пору я работал в журнале "Смена", и вот смотрю в коридоре — что-то Н. Леонов в редакцию зачастил: оказывается, в один год сразу ДВА его детектива у нас печатались — а, что, так можно было? Не считая, что в тот (1994-й) год практически в каждом номере "Смены" еще и заграничный детектив шел. Для характеристики процесса учтем, что в 1993-1994-м свои первые (самостоятельные) детективы написала и опубликовала Александра Маринина , что Андрей Ильин принес в редакцию "Обет молчания"… В итоге эти годы, ровно тридцать лет назад, как я сказал, можно отсчитывать, как венец БДР: большой детективной революции. И для иллюстрации — 69-я страница из детектива тех времен: Н. Леонов, "Кровь алая": "…Гуров повернулся к Авдееву: – Так говоришь, коли в голове дырка, то и осмотр не нужен? Ты извини, Николай, сколько убийств в своей жизни раскрыл? – Лев Иванович, ты же знаешь, убийства не мой профиль. – Знаю и, главное, вижу, – Гуров вздохнул. – Давай сюда врача, ведь вы его домой не отпустили, не так ли? – Ну… – Авдеев замялся. – Ты ее раздеть потребуешь? Платье каленое, не снимется. – Разрежем. Командуй, Николай Васильевич, не тяни резину, и так сутки потеряли и черт знает сколько ошибок наделали…" Книга тогда будоражила. Поразительные, невиданные темы! Убийство на даче высочайшего начальства — да не просто высочайшего, второго человека в стране: спикера Госдумы Имрана Руслановича Гораева. Другие герои тоже опознаваемы: бешеный депутат Семен Вульфович Бесковитый, госсекретарь Римас Антонович Пурас… А еще там действуют (невообразимые раньше) подлые "кагебешники", а главный герой, сыщик Гуров, постоянно хлещет коньяк и пререкается с сильными мира сего. Высотой полета искупается и невнятность мотива, и скомканная концовка. Н-да, нынче, пожалуй, автор в подобные гибельные выси и не занесется. А если вдруг занесется — редактора живо поправят. Революции частенько завершаются периодом реакции.