Илья Мусин: 120 лет со дня рождения

6 января 1904 (24 декабря 1903 по старому стилю) родился дирижер и педагог, народный артист РСФСР Илья Александрович Мусин. В истории дирижерского искусства Илья Мусин — одна из самых знаменитых и одновременно одна из загадочных фигур. Он не стал прославленным дирижером, не руководил великими оркестрами, не оставил бесценных записей. Тем не менее, его имя навсегда останется в истории — благодаря уникальному дару и столь же уникальной карьере педагога, отдавшего преподавательской работе 70 лет и воспитавшего десятки выдающихся мастеров. «Это прежде всего человек, который одарен от Бога быть музыкантом и приобщить к музыке огромное количество людей. Он умел раскрывать дарования, а не закрепощать. Он щедро делился всем, что ему известно, учил полному посвящению своих творческих и жизненных сил выбранному пути», — говорит один из самых именитых учеников Мусина Валерий Гергиев. Илья Мусин прожил почти целый век. Он родился в Костроме, там же начал заниматься музыкой: сначала на скрипке, потом на фортепиано. В 1919 Мусин поступил в Петроградскую консерваторию. «Первые дни моего пребывания в столичном городе вызывали желание познакомиться с ним, — вспоминал Мусин. — Я ходил по улицам и все больше влюблялся в этот удивительный город. Я впервые мог слушать оперы и симфонические концерты… Необъятный мир музыки … открыл мне тогда Петроград». Мусин поначалу занимался на фортепианном отделении в классах Н.А. Дубасова и С.И. Савшинского. В 1925 поступил на отделение оперно-симфонического дирижирования, где учился у Н.А. Малько и А.В. Гаука. Когда в 1921 в Петрограде открылась филармония, Мусин проводил там все свободное время: на концертах и репетициях. «Вряд ли консерватория могла заменить все то, что получали мы — постоянные посетители всех репетиций в филармонии, — говорил он… — Посещение репетиций … было самой действенной школой, которая только и могла формировать тех музыкантов, которые имели дирижерские данные. Не будь этой возможности, я не смог бы стать дирижером». В годы учебы Мусин дирижировал спектаклями Оперной студии консерватории, работал дирижером и пианистом оркестра Большого драматического театра. В начале 1929, будучи студентом четвертого курса, он начала работать в Центральном музыкальном техникуме Ленинграда как педагог оркестрового класса и дирижирования. А в 1932 был приглашен преподавать в консерваторию. В 1934 Мусин стал ассистентом Фрица Штидри, главного дирижера оркестра Ленинградской филармонии. В 1937 был командирован в Минск, в качестве главного дирижера симфонического оркестра Белорусской филармонии. После начала войны Мусин с семьей, успев покинуть Минск, почти месяц — то пешком, то на товарных поездах — добирался до Воронежа, а оттуда смог уехать в Ташкент. Три года Мусин преподавал в Ташкентской консерватории, продолжал дирижировать. В первую годовщину начала войны, 22 июня 1942, он продирижировал Седьмой симфонией Шостаковича: это исполнение было вторым после куйбышевской премьеры 5 марта 1942 (под управлением Самуила Самосуда). После снятия блокады Мусин с семьей вернулся в Ленинград, где продолжил преподавать в консерватории. После войны он проработал на кафедре дирижирования более полувека, до последних дней жизни; был заведующим кафедрой. В числе его учеников — Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Рудольф Баршай, Владислав Чернушенко, Константин Симеонов, Одиссей Димитриади, Юозас Домаркас, Семен Бычков, Арнольд Кац, Василий Синайский, Туган Сохиев, Теодор Курентзис, Ялчин Адигезалов, Михаил Бухбиндер, Джемал Далгат, Александр Канторов, Семен Коган, Эммануэль Ледюк-Баром, Александр Поляничко, Ренат Салаватов, Александр Титов, Даниил Тюлин, Виктор Федотов, Андрей Чистяков, Алим Шахмаметьев — и это только самые известные и именитые маэстро, выпускники его класса. Всего же Мусин воспитал несколько сотен дирижеров. Мусин разработал детальную систему, по сути, науку дирижирования. Он так сформулировал основной принцип своей системы: «Дирижер должен отобразить музыку в своих жестах. Существуют два компонента дирижирования — образно-выразительный и ансамблево-технический. Эти два компонента находятся в диалектической оппозиции друг к другу. Дирижер должен найти способ их слияния». В восьмидесятые годы в классе Мусина появились студенты и стажеры из Англии, Франции, США, Испании, Германии, Турции, Финляндии… Среди них — Шон Эдвардс, музыкальный директор Английской национальной оперы в 1993–1995; Мартин Браббинс , музыкальный директор Английской национальной оперы в 2015–2023, один из организаторов бриттеновского фестиваля в городе Олдборо. Любопытно, что в 1990-е годы, перешагнув рубеж 90-летия, Мусин стоял за пультом едва ли не чаще, чем в предыдущие десятилетия. Он дирижировал в Петербурге, Москве, Великобритании, Нидерландах, Японии. Во многих странах он давал мастер-классы, и всегда — как и на занятиях в Ленинградской / Санкт-Петербургской консерватории — в переполненных аудиториях. Ему присвоили почетный титул члена Британской Королевской академии музыки. При жизни Ильи Мусина вышли три его книги: «Техника дирижирования» (1968, 2-е издание 1995); «О воспитании дирижера: Очерки» (1987); « Уроки жизни: Воспоминания дирижера» (1995). Книга «Язык дирижерского жеста» вышла в 2007, после смерти маэстро. Дирижер был удостоен званий заслуженного артиста Белорусской ССР, заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, народного артиста РСФСР, награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, медалями СССР. В одном из последних интервью Мусин сказал: «Дирижирование — трудная и редко по достоинству оцениваемая специальность. Употребите свой авторитет и власть, чтобы оказывать поддержку молодым. Таланты в особенности нуждаются в ней. Я всю жизнь находился среди молодежи, стараясь помогать ей, и это давало мне силы». Илья Александрович Мусин скончался 6 июня 1999 в Санкт-Петербурге в возрасте 95 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. С 2009 в Костроме, на родине дирижера, проходит Международный конкурс молодых дирижеров симфонических и камерных оркестров имени И.А. Мусина. 6 января 2024, в день 120-летия со дня рождения Ильи Александровича Мусина, в Концертном зале Мариинского театра пройдет концерт-посвящение легендарному музыканту. В исполнении оркестра Мариинского театра прозвучат увертюра к опере «Царская невеста», сюита из музыки к опере «Сказка о царе Салтане», «Испанское каприччио» и арии из опер Римского-Корсакова, «Ромео и Джульетта» Чайковского и «Симфонические танцы» Рахманинова. Солистка Альбина Шагимуратова. Дирижер Валерий Гергиев. Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Запись Илья Мусин: 120 лет со дня рождения впервые появилась Музыкальное обозрение.