Памяти Виктора Екимовского (12.09.1947 – 6.01.2024)
6 января 2024 ушел из жизни композитор, музыковед, музыкальный деятель, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Алексеевич Екимовский. Прощание с Виктором Екимовским состоится 8 января в 15.30 в Московском Доме композиторов. До этого, в 14.30, пройдет отпевание в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Брюсовом переулке. «Виктор Алексеевич Екимовский имел репутацию “неукротимого новатора” и сторонника экспериментов, — отмечается в некрологе на сайте Союза композиторов России. — Он — один из самых исполняемых современных композиторов и один из виднейших представителей отечественной композиторской школы, сформированной в конце XX столетия. Известность композитору принесли прежде всего симфонические и камерно-инструментальные произведения… Именно в них композитор выступал как серьезный, глубокий, концептуальный художник и искатель нового музыкального языка. Самым важным в работе композитора Екимовский считал принцип неповторяемости: каждое новое сочинение должно кардинально отличаться от предыдущего». «Создавать что-то новое в каждом произведении — это моя композиторская суперидея, — говорил Екимовский. —. Не то чтобы я сел, придумал ее и стал по этому принципу работать: эта идея выработалась стихийно — изнутри. Мне всегда казалось, что в творчестве необходимо все время открывать что-то новое — инспирировать все эти неожиданности и риски. Это важно прежде всего для самого художника… Я помню, когда меня принимали в Союз композиторов (а это случалось дважды, в первый раз мне отказали), мне прямым текстом сказали: „Мы не можем принять композитора в Союз композиторов, если он не выработал свой собственный стиль“. <…> Раньше композиторский стиль был достоянием, а сегодня это уже не работает. Современный композитор должен обладать безудержной фантазией и мастерством. Только тогда может получиться что-то интересное…». «…В нашей музыке нет другого композитора, у которого бы буквально каждое сочинение несло новую композиционную идею. Сегодня, когда практически все наши авторы (даже самые великие) занимаются самоповторами или же повторяют других, твоя постоянная заряженность на новую идею, на новое решение выглядит героизмом», — написал о Екимовском его коллега и близкий друг Николай Корндорф. Свои сочинения Екимовский с юности называл «композициями»: их более 100. В его творческом портфеле — сочинения для оркестра («Переходы» для симфонического оркестра, «Иерихонские трубы» для 30 медных инструментов, «Бранденбургский концерт» для камерного оркестра, «Аленький цветочек» для симфонического оркестра); для инструментов с оркестром («Симфонические танцы» для фортепиано с оркестром, «Attalea princeps», концерт для скрипки с оркестром, «Сиамский концерт» для двух фортепиано с оркестром, «Лирические отступления» для виолончелей soli и симфонического оркестра), камерные сочинения для разных составов (Трио-соната, струнный Квартет-кантабиле и др.), фортепианные, вокальные сочинения. Помимо композиции, Екимовский серьезно занимался музыковедением. «Поначалу музыковедение было для меня чем-то вроде игры: если я узнавал что-либо новое и интересное из бесконечного мира музыки, мне хотелось своими знаниями с кем-нибудь поделиться <…> Потом отношение стало серьёзней. Видимо, жажда получения настоящих профессиональных навыков и привела меня к мысли о музыковедческом классе, тем более я видел совершенно уникального педагога, у кого можно было многому научиться — Константина Константиновича Розеншильда (к счастью, он от меня не отказался, хотя студентов-дипломников брал крайне редко)». Виктор Екимовский родился в Москве 12 сентября 1947. Окончил Училище имени Гнесиных и композиторское отделение историко-теоретико-композиторского факультета ГМПИ имени Гнесиных в классе Арама Хачатуряна. Первый авторский концерт Екимовского состоялся 3 декабря 1970 в Камерном зале Гнесинского института. Преподавал в музыкальном училище г. Орла, в ГИТИСе, работал редактором в музыкальной редакции Всесоюзного радио. В 1983 защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Оливье Мессиан. Проблемы эстетики и стиля» и стал автором первой отечественной монографии о Мессиане: «Оливье Мессиан. Жизнь и творчество» (1987). В 1997 вышла книга «Автомонография», в 2008 — ее 2-е дополненное издание. В 1990 Виктор Екимовский был одним из сооснователей АСМ-2 — Ассоциации современной музыки, созданной группой композиторов во главе с Эдисоном Денисовым по аналогии с Ассоциацией современной музыки, существовавшей в СССР в 1920-х – начале 1930-х годов. С 1996, после смерти Денисова, занимал пост председателя АСМ-2. Вел семинары и мастер-классы для молодых композиторов. Организатор конференций и фестивалей («Страсти по поставангарду», «Музыка русского зарубежья», «К 10-летию Ассоциации современной музыки»). Редактор Собрания сочинений Д.Д. Шостаковича в 150 томах, выпускаемого издательством DSCH. Как редактор сотрудничал с зарубежными музыкальными издательствами. Был секретарем Союза композиторов России и членом Правления Союза московских композиторов. Заслуженный деятель искусств РФ. Награжден Премией Д.Д. Шостаковича Союза композиторов РФ. «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях
Запись Памяти Виктора Екимовского (12.09.1947 – 6.01.2024) впервые появилась Музыкальное обозрение.